ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
  
 

Межадорса ыджыд лун


 

Н.Д. Конаков © 1999

церковный праздник

Согласно преданию, некогда в ХVII или в ХVIII в. во вновь построенную межадорскую церковь была перенесена из вотчинской церкви икона св. Стефана Пермского, считавшаяся чудотворной. При этом святой дал согласие на перенос своего образа лишь при том условии, что раз в год, 13 июля ст.ст., икона будет возвращаться в Вотчу. Раньше М.ы.л. праздновался два дня, поскольку считалось, что святой обязательно должен был переночевать в Вотче. Причём, на ночь рядом с иконой св. Стефана обязательно ставили ещё и икону Богородицы. В конце 50-х - начале 60-х гг. ХХ в. М.ы.л. отмечался по существенно сокращённому сценарию, участники празднования, преимущественно пожилые женщины, отправлялись из Межадора в Вотчу с чудотворной иконой около 11 часов утра, а к 15 часам обряды, приуроченные к М.ы.л., обычно уже завершались.В Вотче для встречи чудотворного образа на одной из небольших площадей устанавливали стол, на него помещали принесённую икону, а также другие образа и всевозможную выпечку. Кроме того, каждый из участвовавших в праздновании М.ы.л. приносил с собой заранее обещанное и специально приготовленное к этому дню домашнее пиво (сур). После отслуживания молебна начиналась коллективная трапеза. Все участники обряда отведывали освящённого хлеба, а затем начинали угощать друг друга пивом, причём, принесённое с собой пиво пить самому не полагалось. Оставшиеся выпечку, пиво, а также освященные веточки можжевельника с ягодами уносили домой. Хлеб, пиво и ягоды скармливали домашнему скоту, по одной ягоде давали также каждому члену семейства. Оставшиеся ветки можжевельника складывали над дверью для обеспечения дому благополучия до следующего праздника М.ы.л.

Лит.: Жеребцов, Лашук 1958.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.