ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
  
 

Прокопей лун


 

Н.Д. Конаков © 1999

Прокопьев день

П.л. отмечается через две недели после Ивана Купалы. В некоторых к.-з. селениях в канун этого праздника было принято париться с повторением ивановских наговоров: "Святая рябина, святая купальница и святой папоротник". После бани все веники развешивались на кольях ограды. Впоследствии каждый из парившихся в этот день следил за состоянием своего веника. Если он долго не изменял свой цвет, то владелец веника мог рассчитывать на хорошую жизнь до конца года. Если веник вскоре чернел - это было признаком несчастья, если падал на землю - ожидала скорая смерть.

И у к.-з., и у к.-п. П.л. считался "пивным праздником", в вычегодском селе Корткерос в этот день варили общинное пиво. Выбранные для этой цели три-четыре человека ходили по домам и собирали муку, из неё приготавляли пиво (сур). У церкви приносили в жертву двух-трёх годовалого быка. После молебна мясо, сваренное в котлах, разрезали на куски и раздавали присутствующим. Отведав мяса, все собравшиеся у церкви шли пить пиво. В верхневычегодском с.Помоздино в П.л. проводился крёстный ход по селу, затем обходили луга и поля, благословляя их, чтобы был хороший урожай. С собой участники хода, помимо крестов и икон, брали различные продукты, часть которых шла в пользу священника, а часть раздавалась бедным. Устраивался крёстный ход в этот день и в других селениях. В печорском селе Покча П.л. праздновали три дня. Возникновение этого обычая объяснялось народным преданием, в котором говорится, что некогда в Покче П.л. не отмечали вообще, а как в обычные дни ходили на работу. Но однажды в этот праздник случился пожар, загорелись дома.Пожар прекратился лишь после того, как все жители во главе со священником, который нёс образ Прокопия, вышли на улицу. Покчинцы дали обет в честь П.л. впредь не работать три дня, но скоро забыли об этом. Тогда опять случился пожар - загорелись посевы на полях.Опять вышли с образом Прокопия, и пожар опять потух. С тех пор в Покче П.л. праздновали три дня постоянно.

По фенологическим приметам, к П.л. поспевает морошка. По урожаю морошки пытались предугадать урожай зерновых: "Если морошки много уродится, хлеб созреет преждевременно". Существовала народная примета, что если на П.л. не будет дождя, то его не будет до Ильина дня. Считалось, что после П.л. становится значительно меньше оводов, которые особенно досаждают людям во время сенокоса.

Лит.: Гагарин, Дукарт 1968, Жилина, Сорвачёва 1971, Заварин 1870/5, Конаков 1993.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.