ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

охотничий быт


 
 

Н.Д. Конаков © 1999

У коми охотников, систематически занимавшихся добычей зверя и птицы, а промысловики-любители для коми были не типичны, большое значение приобретала собственно непроизводственная сфера: жилище, одежда, питание, отдых и т. д. - весь уклад повседневной жизни на промысле. Основные атрибуты промыслового быта имели много общего с бытом сельского населения, но в то же время отличались от него рядом существенных особенностей

Промысловым жилищем и хозяйственными постройками для хранения инвентаря и добычи было оснащено каждое семейное охотничье угодье независимо от расстояния до места жительства. В наиболее благоустроенных угодьях имелись специально построенные баньки, а у некоторых верхневычегодских охотников - стойла для лошадей и даже отхожие места в виде небольших загородок. Так как большинство охотничьих угодий было расположено вблизи рек, служивших для доставки снаряжения и продуктов питания перед началом промысла водным транспортом, охотничьи избушки, как правило, располагались на их берегах. Если охотничье угодье было достаточно большим и протяженность охотничьих троп-путиков на позволяла заканчивать их осмотр в течение одного светового дня, то на концах путиков сооружались дополнительные избушки, преднозначенные в основном лишь для кратковременного ночлега. Они обычно топились "по-черному" и были по размеру меньше, чем основная, базовая.У многих печорских охотников количество промысловых избушек доходило до пяти-шести в одном угодье. У охотников верхней Вычегды практиковалось совместное пользование некоторыми хозяйственными постройками. Например, охотники из нескольких близко расположенных угодий сооружали для себя общую баню. Иногда охотничьи избушки и хозяйственные постройки охотников-односельчан, промышлявших в одном районе, группировались вместе, образуя целый охотничий городок.

Промысловая лесная избушка - постоянное жилище находившихся в промысловых угодьях коми охотников - была очень проста по конструкции и в то же время предоставляла необходимый минимум удобств для длительного в ней проживания. Наиболее употребительными ее наименованиями у коми были: вор керка (лесная изба), кыйсян керка (охотничья изба), угодьдя керка (изба в угодье), а также пывсян (банька). Охотничья избушка представляла собой бревенчатую постройку 3х3 или 3,5х3,5 м высотой 2-2,5 м. Наиболее крупные по размеру избушки редко превышали в длину и ширину 4,5-5 м. Основная, или базовая, вор керка обычно имела также рубленые из бревен сени, находившиеся под одной с ней крышей. Крыша обычно была односкатной, для покрытия использовались доски, вытесанные из половинок бревна. Потолок и пол обычно делали из колотых плах. Небольшие окна, количеством не более трех, прорубались с южной или восточной стороны. В прошлом при отсутствии стекол в них вставляли бычьи пузыри, а зимой вмораживали тонкие льдинки. Внутри избушки имелись: печь, нары, скамейки и небольшой стол с чурбаками для сидения. Вплоть до середины ХХ в. печь в лесных избушках топилась в основном по-черному - сьцд пач ("черная печь"). Под потолком, вдоль свободной стены, было укреплено несколько жердей , на которые клались на прсушку дрова для растопки, обувь и вешалась сырая одежда. В стены в большом количестве были вбиты деревянные гвозди (тув), на которые развешивали одежду. Для мелкой хозяйственной утвари на стенах находилось несколько полок. Для освещения избушек по вечерам применялась лучина, у печорских коми для этой цели жгли жир птиц и сало зверей в открытой коробочке, положив туда фитиль. Хозяйственная утварь, как правило, была самодельной: берестяные и деревянные ложки, берестяные чашки, берестяные корбки для хранения муки, сухарей, хлеба, замеса теста и т. д. Пищу по возможности предпочитали варить вне избушки, обычно рядом с ней имелось специально оборудованное место для костра.

В Прилузье и на верхней Сысоле в качестве промыслового жилища в прошлом достаточно часто использовалась кола, которая представляла собой сооружение из бревен, по типу близкое к вор керка, но имеющее сруб лишь в четыре венца. Крыша была двускатная, на бревенчатых фронтонах, покрытая еловой корой. Очень маленькую по размеру двустворчатую дверь на ременных петлях делали также из еловой коры либо из колотых досок. Пол, очаг и нары обычно отсутствовали; спали на ветвях, постеленных на землю. Иногда в кола делали примитивный очаг из камней, но лишь для обогрева; дым удалялся с помощью берестяной трубы-вытяжки (НА МАЭ.- Ф. К-V.- Оп. 1.- Д. 102.- Л. 14).

Для хранения промыслового инвентаря, продовольствия и добытой в угодье дичи служили рубленые из бревен кладовые, приподнятые на ножках-опорах, конструктивно мало отличающиеся от сельских хозяйственных построек. Внутри в несколько рядов располагались полки, на которых хранились продукты и добытая дичь. На полу и деревянных гвоздях, вбитых в стены, размещались для хранения предметы хозяйственного инвентаря. Общепринятого наименования для таких кладовых у коми не было, обычно их называли так же, как и хозяйственные постройки в сельском быту: житник, кум, амбар и т. д. На Выми, Летке и Ижме они назывались лабаз, а в Удорском крае - турыш. Если данный тип промысловой кладовой был, скорее всего, заимствован из сельского быта, то охотничья тшаммья, вероятно, была чисто промысловым изобретением. Под этим названием у коми была известна кладовая для припасов и промысловой добычи на четырех или одной высоких опорах. Тшамья представляла собой сруб из тонких еловых,очищенных от коры бревен в пять-шесть венцов. У ижемских коми кладовые такого типа носили название кокйыы лобес ("лабаз на ножке") и попадали в них не через отверстие в полу, а сверху, поднимая несколько досок крыши, поэтому у них обычно имелась еще лестница из бревна. Ставили тшамья обычно несколько в стороне от остальных хозяйственных построек. Происхождения термина тшамья недостаточно ясно, сходное название охотничьей кладовой на высоких стойках - sumex, sumeijax - существует в мансийском языке. У русского населения Северного Приуралья и Зауралья такие постройки назывались чамья, чемья, шамья, шумья, шайма. А.К. Матвеев считает данный термин финно-угорским заимствованием (Матвеев 1959, С. 37).

При охоте вне личных промысловых угодий каждый охотник мог оборудовать временный ночлег. Особенно часто приходилось ночевать вне избушки во время артельного промысла. На месте, выбранном для ночлега, обычно сооружался односкатный шалаш (чом). Для кратковременной стоянки служил каркасный шалаш простейшей конструкции: на два кола с развилками на верхнем конце укладывалась жердь, а на перекладину получившегося входа в шалаш опирались жерди остова. Для покрытия служили сосновая и еловая кора, ветви и сено. Две боковые стороны закрывались ветвями и лапником, а перед входом раскладывался костер. При ночлеге артелями часто обходились и без костра, даже при морозе -25 С и ниже. Снег внутри чома частью разбрасывался, а частью утаптывался, на пол настилали сухой хворост и лапник, на него стелили верхнюю одежду, а сверху накрывались овчинным одеялом (Сидоров 1928, С. 139). Если охотники собирались провести на одном месте несколько дней, то крыша чома и боковые стены изготовлялись из колотых плах (пов чом), иногда вход в такой шалаш уменьшали в размере врытыми в землю плахами, а узкий проход закрывали сосновой или березовой корой (НА МЭА.- Ф. К-V. -Оп. 1.- Д. 102.- Л. 9.). При ночлеге артелью чаще сооружали кер чом - строение в виде сруба из тонких бревен, горбуш или колотых плах, имеющего только три стены. Крыша делалась односкатная, с наклоном назад. У охотников верхней Вычегды и верхней Печоры было принято строить чом из жердей с покрытием из берестяных полотнищ (киска чом). Как правило, киска чом сооружался при артельной охоте, для его покрытия требовалось не менее четырех берестяных полотнищ.

Довольно часто охотники, промышлявшие в одиночку, при ночлеге в лесу ограничивались загородкой-заслоном от ветра и костром ноддя. Между ними стелился лапник, а спали, заворачиваясь в одеяло из меха с мешком для ног. Для сооружения ноддя пользовались двумя отрезками сухостойных деревьев хвойных пород, предпочтительно с выгнившей сердцевиной. Их клали друг на друга, закрепляя вбитыми с боков кольями, между ними помещали растопку из сухих щепок, бересты и стружек. Такой костер без особого присмотра мог гореть всю ночь. Широкое распространение сходной терминологии для обозначения костра данной консрукции: фин. nuotio, кар. nuodivo, манс. нутья, вепс. nodjo, сев. рус. "нодья" свидетельствует о том, что его изобретение относится к весьма древнему времени и связано, скорее всего, с финно-угорским населением.

Верхняя одежда коми охотников практически не отличалась от применяемой при хозяйственных работах в сельском быту: рубашка и штаны из холста, старый пиджак; поверх пиджака надевался шабур - туникообразная свободного покроя рубаха их толстого домотканого полотна, а при холодной погоде - еще и дукос ( кафтан длиной до колен из сукна или шерсти). Верхнюю одежду подпоясывали кожаным ремнем с железной или медной пряжкой, к которому были привешены ножны с ножом и кожаный чехольчик для точильного бруска. У ижемских коми на промысле часто использовали в качестве верхней одежды старые, потертые, потерявшие ость и ставшие от этого более легким и мене теплыми малицы (лек-малича). Они имели пришитые к рукавам рукавицы из камусов и капюшон, обшитый сверху пыжиком, плотно облегающий голову. Поверх малицы для предохранения ее от намокания одевалась "рубаха" - матерчатый чехол (НА КНЦ УрО РАН.- Ф. 1.- Оп. 6.- Д. 4.- Л. 12-13). Повсеместно у коми охотников обязательным элементом промысловой одежды был "лузан" (лаз, лоз) - прямоугольная короткая накидка с отверстием для головы, изготовленная из домотканого холста или сукна. С внутренней стороны лузана с обоих концов имелись вместительные карманы во всю ширину полы. В верхней части задней половины лузана имелась ременная петля для топора, прикрепленный на спине топор при передвижении по лесу не цеплялся за деревья и всегда был под рукой. Во внутренних карманах размещалось до двух пудов груза: продовольствие, ружейные припасы, добытая дичь и пушнина. Аналогичная по конструкции коми лаз промысловая накидка под названием "лузан" была известна у русских охотников Урала и Сибири, у хантов и манси она именовалась лус. По мнению языковедов, данный термин этимологизируется из пермских (коми и удмуртский) языков, ср. удм. лазъяны - "накинуть поверх чего-либо, укрыть" (Лыткин, Гуляев 1975, С. 29).

Головным убором у коми охотников обычно являлась старая шапка обычного образца, но имелась и охотничья шапка особого покроя - ур кыян шапка ("шапка беличьего охотника"), которая шилась из домотканого сукна. Она имела четырехугольный верх, а сзади - кусок сукна, закрывающий шею и затылок.

Из нижнего белья с собой на промысел коми охотники брали по две-три пары сшитых из ситца или тонкого холста нижних рубах и кальсон. На руки надевались кушеньча - холодные рабочие рукавицы, а в сильные морозы - меховые рукавицы из собачьей шерсти мехом наружу (кушеньча кепысь, пон ку кепысь).

К оригинальному, чисто промысловому типу обуви у коми охотников относились лызя ком - специальная обувь для ходьбы на лыжах. Изготавливались они из одного куска толстой сыромятной кожи в виде грубых башмаков с цельной толстой подошвой и загнутыми кверху носками. Обычно они имели также и пришивные суконные голенищас ремешками-завязками в верхней части. Для водостойкости обувь после изготовления выдерживали два-три дня в смоляной воде (сир ва). Одевали лызя ком на длинные шерстяные носки или на чорос -теплые чулки с суконными или холщовыми голенищами и вязаными шерстяными головками. Ближайшую аналогию этому виду обуви у коми охотников можно найти в финских "пьексах", у карел сходные сапоги с загнутыми носками для хождения на лыжах назывались pieksut, или кеньги. В сильные морозы коми охотники носили ишим, которые состояли из катаной из овечьей шерсти головки и пришитых к ней голенищ из сукна или холста. У ижемских коми зимой охотники обычно носили меховые сапоги тобок, сшитые из оленьих камусов, внутрь их надевали липтiча - чулки из меха. В осенний период обычной обувью на промысле были бакило -кожаные сапоги на мягкой подошве, без каблуков и с мягкими голенищами несколько выше колен. С началом похолоданий на ноги надевали кыс - обувь, состоящую из головки, сшитой из снятой чулком шкуры с ноги коровы шерстью наружу, и пришитого к ней голенища из сукна или кожи, длиной выше колена. Каблуков у кыс не было.

В качестве спальных принадлежностей в промысловых избушках служили шкуры лосей, оленьи постели и овчинные одеяла. Для ночлега при походах артелями с собой брали ыж ку эшкын - одеяло, сшитое из овчин в виде спального мешка. На одно такое одеяло уходило до 12 штук овчин. Внизу оно было сшито в виде мешка, в котором помещались ноги, а края набрасывались на грудь внакладку.

Большую часть прдуктов питания охотники брали с собой из дома. Запасы продовольствия доставляли в охотничье угодье непосредственно перед началом осеннего промысла. Если охотничья избушка находилась на значительном расстоянии от реки, то груз от реки до нее переносили в "пестерях" из бересты, ноп - мешках из лосиной шкуры или крошни, сплетенных из прутьев черемухи или ивы и надеваемых на спину при помощи лямок. При дальних походах артелями весь запас продуктов питания везли с собой на ручных нартах. Питание у охотников коми обычно было двухразовым: плотный завтрак перед выходом на промысел и поздний ужин после возвращения в избушку или лагерь при ночлеге в лесу. Готовили, как правило, на костре, для которого перед избушкой было специально оборудованное место, нередко снабженное навесом для защиты от осадков. В охотничьих артелях все члены варили по очереди, иногда большая часть хозяйственных работ выпадала на долю наименее добычливого охотника. Меню на промысле было однообразным, основу его составляли различные каши и похлебки. При кратковременных остановках охотники часто обходились "болтушкой", размешивая ячменную муку в кипятке (нуръя шыд). Во время ближней охоты на боровую дичь меню несколько разнообразили мясные и рыбные блюда: суп из дичи, уха; в пушных артелях мясо в рационе питания было редко, лишь при случайной добыче крупного зверя. Из выпечки в повседневной пище были только хлеб и сухари; в праздники пекли блины из ячменной муки, а иногда выпекали шаньги - лепешки со слоем толченой овсяной крупы или картошки, смазанной сверху маслом. Для утоления голода во время промыслового дня с собой брали сола пирог - лепешку, крутопосоленную и сложенную пополам перед выпечкой. Из напитков обычно употребляли чай, заваренный из листьев черники и брусники или березовой чаги, реже - натуральный. В праздники и в Великий пост из ржаной муки варили квас, его приготовлением обычно занимался "хозяин" артели. Собак кормили похлебкой из ячменных отрубей с добавлением небольшого количества толченых костей и сухой рыбы. Во время добычи дичи для них готовили суп из муки и птичьих потрохов, а на пушной охоте на корм собакам шли тушки белок.

Немаловажное значение имело поддержание здоровья на промысле. Возвращаясь вечером в охотничью избушку, промысловики первым делом снимали всю верхнюю одежду и вешали ее на просушку. Регулярно устраивались банные дни. Под баньки в угодье отводились отслужившие свой срок промысловые избушки. Существовала и конструкция полустационарной бани, которую сооружали как в личных угодьях, так и регулярно посещаемых для промысла местах общественных угодий. Ее стены строились из двух рядов колотых досок, между которыми клали бересту и пихтовую кору. Внутри находилась печь-каменка, а рядом скамья, на которой парились. Если в угодье не было отдельно построенной баньки, парились пихтовыми вениками на нарах в охотничьей избушке, жарко натопив предварительно печь-каменку. В дальних походах артелями мылись у костра.

Свободное время - обычно вечером, после ужина и снятия шкурок - при охоте артелями посвящалось обсуждению итогов прошедшего дня; охотники перекидывались шутками, острили над промахами новичков, рассказывали о своих похождениях.Умелые рассказчики, знатоки фольклора и просто остроумные люди были широко известны в промысловой среде и высоко ценились. При одиночном промысле в ближних угодьях некоторые охотники для развлечения во время досуга брали с собой си гудок - народный музыкальный инструмент, типа скрипки, на котором играли по вечерам (Сергель 1928, С. 51). В крупные церковные праздники у промысловиков устраивались нерабочие дни, они ходили в гости в ближайшие угодья к соседям, занимались по хозяйству в своей избушке, а если были недалеко от дома, возвращались на время праздников в домой.

Вверх
 
 Этническая история
       древ. население Сев. Приуралья
       сложение этнокульт. областей
       Ломоватовo и Ванвиздино
       древние коми-пермяки
       древние коми-зыряне
       расселение древ. коми-зырян
       славяно-русская колонизация
       этн. группы коми в XIV-XVI вв
       нарастание дем. кризиса
       стабилизация дем. развития
       народности коми
       коми в Сибири и на Д. Востоке
       расселение в XIX- нач. XX вв
       за Урал и на Кольский п-остров
 
 Этнические процессы XX века
       этн. ситуация в XX веке
       этнодемографические процессы
       этн. самосознании совр. коми
 
 Природопользование
       трад. система жизнеобеспечения
           минерально-сырьевые ресурсы
           естест. растит. ресурсы
       земледелие
           трехполье
           переложная система
           подсечно-огневая
           зерновые культуры
           технические с/x культуры
           овощные культуры
           трад. агротехника
           пахотные орудия
           хозяйственный цикл
           с/х обрядность
       животноводство
       охотничий промысел
           промысловые сезоны
           охотничьи артели
           орудия и способы охоты
           обработка продуктов
           охотничий быт
       рыболовный промысел
           приемы и орудия
           обработка продуктов
       оленеводство
 
 Поселения и жилище
       типы поселений
       жилище коми-зырян
       жилище коми-пермяков
       строительная обрядность
       крест. усадьба коми-зырян
       крест. усадьба коми-пермяков
       совр. сельские постройки
 
 Традиционная пища
       народная кухня коми
       пищевые запреты
       повседневная трапеза
       обрядовая трапеза
 
 Народная одежда
       изготовление одежды
       детская одежда
       мужская одежда
       женская одежда
           женская рубаха
           удорский сарафан
           вычегодский сарафан
           ижемский сарафан
           коми-пермяцкий сарафан
           головные уборы
           верхняя женская одежда
       обувь
       узорчатые рукавицы и перчатки
       поверья об одежде
 
 Семейная обрядность
       родины
       крещение и наречение имени
       свадьба
       похоронная обрядность
 
 Традиционные игры
       детские игры
       досуг молодежи

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.