ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

жилище коми-зырян


 
 

М.Б. Рогачёв © 1999

Из-за скудости источников можно лишь в общих чертах проследить эволюцию коми жилища на ранних этапах его развития. Древнейшим типом жилища предков коми были землянки и полуземлянки с открытым очагом. Археологи выделяют для периода энеолита-бронзы четыре типа построек: бревенчатые полуземлянки, полуземлянки столбовой конструкции, многоугольные шатровые полуземлянки и наземные сооружения без котлованов (последние наиболее характерны для эпохи бронзы). Для ананьинского и гляденовского времени характерны прямоугольные, слегка углубленные в землю, срубные (в 3-5 венцов зимние и одновенцовые летние) конструкции с шалашеобразным перекрытием на жердях, покрытым берестой (в некоторых гляденовских жилищах обнаружены ямки от столбовых конструкций). Развитием этого типа жилища являются постройки, относящиеся к ванвиздинской культуре (вторая половина I тыс. н.э.), по-видимому принадлежащей прямым предкам коми (Археология 1997, С. 268, 359, 427-428).

Далее следует "разрыв" в наших знаниях о развитии жилища, обусловленный слабой изученностью поселений Перми Вычегодской (Х-ХIV вв.). Возможно, жилища пермян были аналогичны выявленным на памятниках верхнекамской родановской культуры того же времени, генетически связанной с коми-пермяками, довольно большим бревенчатым постройкам без фундамента, под двускатной крышей, без потолка и окон, с нарами вдоль стен и очагом в центре. К жилищу примыкали хозяйственные постройки: хлев и сарай.

Этнограф Л.Н. Жеребцов, основываясь на описях крестьянских хозяйств Яренской воеводской канцелярии и других документах ХVII-ХVIII вв., отметил, что в средневековье развитие коми жилища шло под влиянием северных русских. На схожесть коми и северорусского жилища в конце ХVII в. указал в своих записках Избранд Идес. По-видимому, коми переняли у русских трехраздельный дом, включающий избу, сени и клеть (помещение для хранения хозяйственного инвентаря, одежды, и т.п.), однако сени не получили такого развития как в русском жилище. Появляются и вскоре становятся традиционными дома с двумя избами (вторая изба заменяет клеть, "переходящую" на хозяйственный двор). У зажиточных крестьян встречались постройки более сложного состава: "хоромного строения изба да горница, две клети в том числе одна против горницы с перегородом, другая против избы". Из хозяйственных построек упоминаются дворы, амбары, овины, бани. По-видимому, уже в ХVIII в. складывается комплекс из двух жилых помещений (двух изб или избы и горницы), разделенных сенями, в одной связи с хозяйственным двором (Жеребцов Л. 1956, С. 44-46).

И только обширные материалы (описания путешественников, сохранившиеся постройки, и др.) ХIХ - начала ХХ вв. позволяют составить достаточно полное представление о разнообразных типах коми жилища, отражающих различное социально-экономическое положение хозяев, особенности хозяйственного комплекса различных групп коми, влияние соседнего русского населения. В этом кратком обзоре рассматриваются некоторые из них, наиболее распространенные*.

Простейшим типом жилища, достаточно распространенным еще в 40-50-е гг., но сейчас встречающимся крайне редко, является изба с выгороженными капитальной стеной сенями, под односкатной крышей. Хлев либо отсутствовал, либо строился отдельно от дома. Такой дом был характерен для беднейших крестьянских семей (Белицер 1958, С. 178). Очень похожи на них иногда встречающиеся и сегодня избы с пристроенными сенями (в виде обшитого досками тамбура), перекрытые общей односкатной крышей. Но их нельзя отнести к данному типу. Как правило, это "остатки" двухизбных комплексов, у которых за ветхостью или ненадобностью были разобраны одна изба и хозяйственный двор.

Очень старый тип дома - изба-двойня: две избы (одна летняя, другая - зимняя), поставленные почти вплотную друг к другу (на расстоянии до 1,5 метров), под односкатными крышами, образующими общее двускатное покрытие. Общие для двух изб сени пристраиваются сзади и соединяют жилую часть с хозяйственным двором. Бывает, что обе избы являются летними, а зимняя выгораживается в задней части постройки, занимая половину хозяйственного двора (под ней в подклете находится хлев, куда можно попасть прямо из жилого помещения). Еще один вариант: трехстенный хозяйственный двор пристраивается к жилым избам, вход прорубается в его боковой стене, а пространство, выполняющее функцию сеней, лишь обозначается перерубами. В настоящее время избы-двойни встречаются редко, в основном на Удоре и в Прилузье (Жеребцов Л. 1971, С. 58-60).

Однако, безусловно, наиболее распространенным, и не только в Коми крае, но и на Русском Севере и в Сибири, был сложившийся в ХVIII в . дом-связь - две избы (теплая и холодная), "связанные" сенями, с пристроенным в одной связи хозяйственным двором. Такая конструкция легко расчленяется на отдельные элементы, и со временем пришедшая в негодность изба может заменяться на новую. Встречаются постройки, в которых одна часть - традиционная четырехстенная изба под односкатной крышей, а другая, более новая, - пятистенок с двухскатным покрытием. При желании к основной конструкции можно добавить другие элементы. На средней Вычегде, например, к одной из изб пристраивают небольшую холодную горницу, но хозяйственный двор при этом не удлиняется, и в результате получается Г-образная постройка.

Архитектор И.Н. Шургин выделил два типа дома-связи, условно назвав их "сысольским " и "вымским". "Сысольский" дом преимущественно распространен в южный районах обитания коми - на Сысоле и в Прилузье, а также на средней и верхней Вычегде, но встречается и на Выми. "Вымский" дом бытует не только на Выми, но и на Вычегде, Удоре и нижней Сысоле. Оба типа имеют одинаковую функционально-плановую структуру, и, по всей видимости, складывались одновременно. Отличие - в ориентации фасада относительно крыши. У "сысольского" дома жилая и хозяйственная части имеют односкатные крыши, у "вымского" - каждая изба имеет односкатную крышу, продолжающуюся и над примыкающей к ней части хозяйственного двора. В обоих случаях над всей постройкой получается двускатное покрытие (Шургин 1988, С. 200-220).

Одним из самых распространенных типов жилища является шестистенок с заулком (дом со средней холодной горницей), распространение которого прослеживается со второй половины ХIХ в. Средняя горница помещается на месте сеней у дома-связи. Она меньше по размерам, чем зимняя и летняя избы, соединяется проходом только с одной из них, и иногда служит дополнительной комнатой (чаще - спальней), иногда - подсобным помещением (чуланом или мастерской). Жилая часть такого дома соединяется с хозяйственной через сени, по типу избы-двойни. По всей вероятности, этот тип дома и появился в результате модификации ("раздвижки" двух капитальных стен) избы-двойни. Но не исключено, что это измененный дом-связь "вымского" типа, по крайней мере "основная зона распространения шестистенка примыкает к местам локализации вымского жилища, внедряясь в его среду" (Маковецкий 1962, С. 43-45; Шургин 1990, С.307).

Также во второй половине ХIХ в. (на Ижме, вероятно, намного раньше) появляются такие повсеместно распространенные в настоящее время типы жилища, как пятистенок (четырехстенный сруб, разделенный пятой капитальной стеной) и шестистенок-крестовик (квадратный в плане сруб, разделенный на четыре части двумя капитальными стенами, пересекающимися под прямым углом). Пятистенки бывают двух видов: с двускатным покрытием на слегах и хозяйственным двором, "связанным" сенями с жилой частью (по типу избы-двойни) и с четырехскатным покрытием на стропилах, не соединенный с хозяйственным двором. Шестистенки-крестовики всегда имеют четырехскатную крышу на стропилах и не соединены с хозяйственным двором. В пятистенке жилые помещения традиционно делятся на летнее и зимнее. У шестистенка- крестовика одно помещение заменяет сени, второе служит кухней, и две комнаты - жилые (обе отапливаемые). В настоящее время вместо сеней пристраивается крытое крыльцо с тамбуром и верандой (в таком доме получается три жилые комнаты).

И пятистенок, и шестистенок-крестовик появляются в Коми крае в "готовом" виде. Пятистенок с двускатной крышей "пришел" из соседних русских районов, где он был распространен издавна. Появление пятистенков и крестовиков связано с городом, где эти типы домов в качестве "образцовых проектов" стали внедряться с начала ХIХ в. Соответственно первый вид пятистенка более распространен в селе, а второй и крестовик - в городе. Своеобразным видом пятистенка являются дома с мезонином. Встречаются дома, где светелка выгорожена в подкрышном пространстве, с прорубленным на улицу окном, и дома с "вышкой" - небольшим четырехстенным срубом, "опирающимся" на потолочное перекрытие.

Двухэтажные дома характерны только для коми-ижемцев и соседних с ними русских-устьцилемов. По конструкции они относятся к уже известным нам типам. Наиболее распространен двухэтажный пятистенок (в с.Ижма сохранился дом такого типа 1781 г. постройки), имеющий по два жилых помещения на каждом этаже. У такого дома сени строятся сзади жилой части и соединяют ее с хозяйственным двором. Реже встречаются двухэтажные дома-связи (вход устраивается с фасада, через сени, на втором этаже за счет помещения над сенями получается три жилых комнаты) и шестистенки с заулком (сени, как у пятистенка, устраиваются сзади жилой части, и на каждом этаже получается по три жилых комнаты). Многие из этих домов лишь с некоторой натяжкой можно считать двухэтажными, поскольку первый этаж оборудован в подклете. В особую группу можно выделить немногочисленные двухэтажные особняки-крестовики с мезонином зажиточных оленеводов и торговцев (дома Попова, Норицына в с.Ижма, и другие). Они отличаются не только планировкой, но и декором.

В других районах двухэтажные дома встречались только у торговцев. В таких домах первый этаж в подклете использовался как торговое помещение. С торговлей связано появление двухэтажных домов в немногочисленных селах, где устраивались ярмарки. Например, с конца ХIХ в. двухэтажные дома стали строиться в с.Важгорт на Удоре, где проходила большая Крещенская ярмарка. Крестьяне сдавали нижние этажи под лавки и склады приезжим торговцам, а верхние отводили под жилье. Важгортские дома отличаются от ижемских тем, что делятся на три части: передняя летняя половина (пятистенок или шестистенок), затем, через сени на втором этаже, - хозяйственный двор, и зимовка (второй этаж - жилой, а на первом помещается хлев) (Жеребцов Л. 1971, С. 66-68).

Краткое описание основных конструктивных особенностей коми традиционного жилища показывает чрезвычайную рациональность, приспособленность к суровым северным условиям (прежде всего - сохранению тепла и гидроизоляции) его конструкции. При внешней простоте и непритязательности крестьянский дом воплощает в себе многовековой опыт строительства - в нем обнаруживается много простых и остроумных приспособлений и конструкций, способствующих устойчивости здания, надежному креплению его частей, и т.п. Основным строительным материалом в лесном краю, естественно, служило дерево. Лишь в Усть-Сысольске можно было встретить немногочисленные кирпичные жилые дома. В селе же каменными были только церкви (в начале ХХ в. - примерно половина всех храмов Коми края) и, в некоторых селах, административные здания и школы.

Дома строились из толстых сосновых или лиственничных бревен (чаще из лиственницы, устойчивой против гниения, клали только нижние венцы, в наибольшей степени подвергавшиеся воздействию воды). Обычное число венцов - 15-17 (по фронтону). Полы настилали на высоте 1,5-2 метра от земли. Обычный для всех северных домов высокий подклет способствовал сохранению тепла и "приподнимал" жилую часть над снегом "Жилище здешних жителей отличается громадностью и массивностью:Первоначально ставятся два сруба, для двух отдельных изб, в расстоянии сажени один от другого. Срубы эти бывают вышиною до 3 сажен*:Когда будут поставлены две избы, то приступают к устройству сеней. Они делаются между избами и обыкновенно забираются из бревен, принаровленных, без особенных укреплений и связей, к концам избных бревен", - так строился "вымский" дом-связь в середине ХIХ в. (Аврамов 1859, № 42).

Дома ставились "без всяких планов и фундаментов". Впрочем, постройки "на пошве" (первый венец кладется прямо на землю) были большой редкостью. Обычно сруб ставился на "стульях" (вкопанных в землю сосновых чурках) или камнях, подкладываемых под углы здания. Встречались и комбинированные варианты (считалось, что, если дом стоит только на камнях, он будет холодным). Только во второй половине ХХ в. появляются дома на ленточном фундаменте.

Углы сруба рубились в "чашу" с "выпуском". Рубка "в лапу" встречалась в городе, а в селе так стали рубить только в последние 30-40 лет. Бревна сруба обязательно прокладывали мхом (для теплоизоляции). До середины ХIХ в . паз вырубали в верхней части бревна, что было непрактично, так как в пазах скапливалась вода и сруб довольно быстро приходил в негодность. Позднее паз стали рубить в нижней части бревна, что сложнее технически, но делает постройку долговечнее. В некоторых старых постройках встречается прокладка верхних венцов берестой, служащей гидроизоляцией (Жеребцов Л. 1971, С.41). Лишь в конце ХIХ в. появляются дома, обшитые тесом и окрашенные (вероятно, эта новация пришла из города, где обшитые дома появляются в первой половине ХIХ в.). Повсеместным обычаем обшивка и покраска домов стали только во второй половине ХХ в.

Полы для сохранения тепла всегда делались двойными. В середине ХIХ в. их настилали "из целых бревен, и сверху их - другие из расколотых на двое особыми топорами толстых плах" (Аврамов 1859, № 42). Позднее полы стали собирать из обтесанных с двух сторон плах, плотно пригнанных друг к другу с помощью вырубов, загоняемых в паз следующей плахи. Аналогичный способ применялся для крепления пола к стенам сруба. Но встречался и другой: бревно, к которому примыкает пол, наполовину стесывается, чтобы плотнее подогнать крайнюю плаху, а пол держится на переводинах (две из них обязательно укладываются вплотную к стенам), поставленных перпендикулярно плахам.

В сохранившихся домах второй половины ХIХ в. встречаются потолки из целых или расколотых пополам бревен (круглой частью вниз). Позднее потолки стали устраивать из таких же плах, как и пол, засыпая их сверху землей. Потолок крепился к стенам с помощью выруба, аналогично креплению пола. В центре потолок опирается на толстое круглое бревно - матицу. Плахи пола и потолка укладывались перпендикулярно входу. Окраска потолков и полов масляной краской - явление довольно позднее.

Обычное число окон по фасаду - шесть (по три в каждой избе). У пятистенка и крестовика обычно было по четыре окна. В первой половине ХIХ в. окна вырубались небольшими (30х40 см), причем среднее окно всегда было несколько больше крайних. Их делали однорамными, без наличников. "В рамы этих окон вставлены мелкие обломки тусклых стекол, а, при недостатке их, рамы обтягиваются или бычьим пузырем, или лоскутками холста, пропитанными коровьим салом, зимой же, с наружной стороны для большей теплоты в окна замораживается тонкий прозрачный лед" (Михайлов 1852, С. 322). В сохранившихся домах конца ХIХ в. на Сысоле, верхней Печоре, верхней Вычегде можно встретить небольшие волоковые оконца над печью (она находится у стены, противоположной входу, устьем к двери, и печное окошко служило для освещения полатей). В это время. уже повсеместно рубили большие (70х90 см и более) косящатые окна с двумя рамами, но без ставен. Очень редко встречались створчатые окна.

Вход в дом оформлялся по-разному. В домах с внутренней лестницей в сенях он находится на уровне земли и оформляется небольшой вымосткой из плах и перилами. Совсем отсутствовали или были невысокими крыльца у ижемских двухэтажных домов. Но чаще вход в сени делался на уровне пола, и к нему вело высокое крыльцо, очень заметное на фоне монотонного, почти без украшений, фасада жилого дома. Обычно оно представляет из себя площадку, закрепленную на четырех столбах, к которой ведет крутая лестница. Крыльцо перекрывалось плоским перекрытием, односкатной или двускатной кровлей. Отличаются своеобразием крыльца домов на Выми: нижняя площадка и крутая лестница перекрывались пологой кровлей на столбах, а верхняя площадка имела коньковое перекрытие, украшенное резьбой. Похожие крыльца встречаются на Удоре, только без нижней площадки. Распространенное сегодня оформление крыльца тамбуром или верандой в ХIХ в. не применялось.

Крыша покрывалась тесом в два ряда, причем тесины клались в шахматном порядке - для обеспечения водонепроницаемости. Для стока воды в тесинах вырубался желоб или две дорожки (второй вариант - более поздний). Тес укладывался на слеги и сверху придавливался жердями. Нижние концы тесин упирались в водосточный желоб, укрепленный на "курицах", а верхние закреплялись на князевом бревне. При односкатном покрытии двух изб концы крыш часто не стыковались, а заходили один под другой. Этот конструктивный прием был характерен для "черных" изб - в щель вытягивался дым. При двускатном покрытии концы тесин сверху придавливались охлупнем - бревном с выдолбленным в нижней части пазом. Для охлупня выбиралось бревно с комлем, из которого вырезалась стилизованная фигура утки или коня. Стропильную конструкцию крепления крыши, сегодня достаточно широко распространенную, имели только "городские" пятистенки и шестистенки-крестовики.

Традиционный коми крестьянский дом, массивный, из потемневших от времени бревен, слабо декорирован и поэтому выглядит довольно аскетично. Кроме охлупней, стилизованными фигурами птиц завершались "курицы". Значительно реже встречаются фигурно вырубленные выпуски и обработанные выемчатой резьбой потоки. В домах конца ХIХ - начала ХХ вв. иногда встречаются украшенные пропильной резьбой карнизы и причелины крыш, наличники окон. Надо отметить, что немногочисленные декоративные элементы отличаются значительным пластическим разнообразием (Грибова 1980, С. 32-51).

Внутреннее устройство коми традиционного дома во многом схоже с северорусским жилищем. Первоначальное деление помещений на избу, сени и клеть уже в ХVIII в. сменяется делением на зимнюю избу, сени (они использовались не только для прохода в жилые помещения и хозяйственный двор, но и как кладовая) и летнюю избу (горницу), причем горниц, в зависимости от типа дома, могло быть несколько. Кухня очень редко выделялась в самостоятельное помещение. Основной жилой комнатой являлась зимняя изба, "всегдашний любимый покой зырянина". В летней избе хозяева, как правило, не жили - она служила парадной, гостевой частью дома. В конце ХIХ в. печи стали ставить и в летней избе, так что она лишь по традиции сохраняла свое наименование. Но летняя изба оставалась парадной частью жилища, за исключением тех случаев, когда один дом "делили" две семьи (семьи братьев или родительская семья и семья женатого сына).

Безусловно, самое почетное место в доме отводилось русской печи (печи-голландки появляются только в начале ХХ в., и то в основном в городе), по образному выражению М.Михайлова - "зырянскому пеклу", занимавшему "более половины комнаты, которая, сама по себе, без того была бы очень просторна". В середине ХIХ в. на верхней Печоре и верхней Вычегде, Вишере и Локчиме еще встречались глинобитные печи (Белицер 1958, С. 186). Но и в то время в большинстве домов печи были из необожженного кирпича, изготовляемого самими крестьянами. Печи ставились либо на столбах, либо на срубе из плах и были приподняты над полом. На деревянное основание в несколько рядов укладывались кирпичи или камни, залитые жидкой глиной. На этой основе выкладывались стенки и полусферическая топка, а пространство между ними заполнялось мелкими камнями с жидкой глиной. Сверху делалась стежка из глины с песком, на которую укладывались плахи лежанки. Высота печи без трубы достигала двух метров. Еще в первой половине ХIХ в. преобладали черные печи (без дымохода). Однако М. Истомин в 1862 г. отмечал, что "так называемых черных изб с дымоволоками, в Ижемском селении, - в настоящее время совсем нет". На Удоре в 70-е гг. ХIХ в., по наблюдению Ин. Попова, "избы у многих на половину черные и на половину белые. Впрочем, в последнее время начали строить только белые избы, предпочитая их черным, во избежание дыма и холода во время топки" (Истомин 1862, С. 137; Попов 1875, № 89). Дольше всего черные печи сохранялись в верховьях Вычегды, Выми и Печоры.

Самый распространенный тип внутренней планировки избы - средневеликорусский, когда печь находится рядом со входом, устьем к передней стене. В таком случае "красный угол" (наиболее почитаемое место в доме, где помещаются иконы, стоят стол и лавки для совместных трапез) располагается у передней стены, по диагонали от печи. Другой тип, встречающийся в домах верхневычегодских, верхнепечорских и сысольских коми, - печь расположена у передней стены, устьем к входу, а "красный угол" находится около двери. По-видимому, "у коми этот план возник совершенно самостоятельно, он является наиболее древним планом вообще и наиболее старым планом на данной территории, происхождение его связано с более ранними жилищами коми - землянкой и полуземлянкой, в которых дверь служила единственным источником света" (Белицер 1958, С. 185). От местоположения печи также зависят расположение голбца (подполья под жилой частью для хранения продуктов и домашней утвари) и полатей. В первом случае полати устанавливались над дверью, а вход в голбец находился между печью и стеною дома, во втором - полати настилались около передней стены дома, напротив входа, а вход в подполье находился у внешней стороны печи. В белых избах, даже при наличии печи, полати и голбец не устраивались.

Внутреннее пространство избы четко делится матицей на "переднее" и "заднее". Гость как правило оставался в передней части и без приглашения хозяев не переходил за матицу, в заднюю, семейную ее часть. Пространство перед печью считается женской частью, кухней. Оно выделяется двумя балками, расположенными примерно на двухметровой высоте перпендикулярно входу (на балки ставили кухонную посуду). Оппозицию печи составлял "красный угол" - наиболее почетное, семейное обрядовое место и место трапезы.

Интерьер крестьянского дома исключительно прост, даже аскетичен. Вся мебель - самодельные большой стол в "красном углу", пристенные лавки (крепились в пазе, вырубленном в бревнах стены) и небольшой столик у печи. По стенам на высоте человеческого роста крепились полочки для хозяйственных мелочей. Одежда хранилась в сундуках, а посуда - в небольшом ящике у печи (залавке). Семья спала на печи и полатях. Изба освещалась лучиной, закрепленной в специальном металлическом держателе.

В конце ХIХ - начале ХХ вв. в сельскую среду начинают проникать элементы интерьера "городского" жилища. Из мебели это кровати, небольшие столики, стулья, табуретки, платяные шкафы ремесленного изготовления. Получает некоторое распространение окраска стен, полов и потолков, оклейка стен обоями (предварительно бревна внутренней части стены обтесывают). Появляются занавески на окнах, литографии и фотографии на стенах. Лучина заменяется керосиновой лампой. Но эти новации были характерны для незначительной части сельского населения -духовенства и интеллигенции, зажиточных крестьян, особенно в ижемских и пригородных селениях.

Вверх
 
 Этническая история
       древ. население Сев. Приуралья
       сложение этнокульт. областей
       Ломоватовo и Ванвиздино
       древние коми-пермяки
       древние коми-зыряне
       расселение древ. коми-зырян
       славяно-русская колонизация
       этн. группы коми в XIV-XVI вв
       нарастание дем. кризиса
       стабилизация дем. развития
       народности коми
       коми в Сибири и на Д. Востоке
       расселение в XIX- нач. XX вв
       за Урал и на Кольский п-остров
 
 Этнические процессы XX века
       этн. ситуация в XX веке
       этнодемографические процессы
       этн. самосознании совр. коми
 
 Природопользование
       трад. система жизнеобеспечения
           минерально-сырьевые ресурсы
           естест. растит. ресурсы
       земледелие
           трехполье
           переложная система
           подсечно-огневая
           зерновые культуры
           технические с/x культуры
           овощные культуры
           трад. агротехника
           пахотные орудия
           хозяйственный цикл
           с/х обрядность
       животноводство
       охотничий промысел
           промысловые сезоны
           охотничьи артели
           орудия и способы охоты
           обработка продуктов
           охотничий быт
       рыболовный промысел
           приемы и орудия
           обработка продуктов
       оленеводство
 
 Поселения и жилище
       типы поселений
       жилище коми-зырян
       жилище коми-пермяков
       строительная обрядность
       крест. усадьба коми-зырян
       крест. усадьба коми-пермяков
       совр. сельские постройки
 
 Традиционная пища
       народная кухня коми
       пищевые запреты
       повседневная трапеза
       обрядовая трапеза
 
 Народная одежда
       изготовление одежды
       детская одежда
       мужская одежда
       женская одежда
           женская рубаха
           удорский сарафан
           вычегодский сарафан
           ижемский сарафан
           коми-пермяцкий сарафан
           головные уборы
           верхняя женская одежда
       обувь
       узорчатые рукавицы и перчатки
       поверья об одежде
 
 Семейная обрядность
       родины
       крещение и наречение имени
       свадьба
       похоронная обрядность
 
 Традиционные игры
       детские игры
       досуг молодежи

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.