ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

Крестьянская усадьба коми-зырян


 
 

М.Б. Рогачёв © 1999

Крестьянская усадьба коми-зырян включала в себя не только жилой дом, но и многочисленные хозяйственные постройки (для хозяйственных нужд использовалась и часть жилого дома - подклет). В документах ХVIII в. упоминаются амбары, погреба, овины, бани. В отличии от этих построек, не связанных с жильем, уже в то время хозяйственный двор строится в одной связи с жилым домом. Комплекс "жилой дом - хозяйственный двор", хорошо приспособленный к северным условиям, встречается на всем Русском Севере.

Хозяйственный двор соединялся с жилой частью однорядной или двухрядной связью. В первом случае часто для устойчивости делался переруб на всю высоту сруба хозяйственного двора так, что создавалось впечатление двухрядной связи. Обычно обе постройки "стягивались" железными скобами или специальной деревянной конструкцией в виде бруса с двумя отверстиями, насаженного на клинья, вбитые в стены дома и хозяйственного двора.

Хозяйственный двор всегда делится на два уровня (этажа). Наверху поветь - сеновал и место для хранения крупного хозяйственного инвентаря (саней, плуга, бороны). Часть повети выгораживается некапитальной стеной либо небольшим срубом в клеть для хранения различной утвари и одежды. Пол делался из бревен или плах, но их не подгоняли плотно друг к другу с помощью шпунта. Крепился он на столбах с перекладинами и в вырубах в капитальных стенах. Обычно пол повети настилался на 2-3 венца выше, чем в жилой части, поэтому из сеней на сеновал вела небольшая лесенка.

Попасть на поветь можно было и снаружи, через взвоз. Он предназначался для того, чтобы можно было завести лошадь с возом сена прямо на сеновал, поднять крупногабаритные вещи. Взвоз обычно делался так: около стены врывались два бревна (по высоте немного меньше, чем высота входа), на расстоянии 1-1,5 метра вкапывались еще два бревна покороче, на них настилалась слеги и перпендикулярно слегам крепились тонкие бревна. Вход со взвоза по ширине достигал двух метров и мел двустворчатые двери, открывающиеся внутрь. Как правило внешний вход располагался на одной оси с входом из сеней. Но, в зависимости от взаиморасположения жилой и хозяйственной частей, встречаются случаи, когда взвоз находится на одной стороне с крыльцом.

Такие хозяйственные постройки как амбар, овин, гумно, ледник, дровяник, баня свободно располагались на крестьянском дворе и за его пределами и, за редким исключением, не были связаны с жилым домом. Только на верхней Сысоле сохранился открытый замкнутый двор, такой же как в соседних вятских русских деревнях: выстроенные в одну линию параллельно дому амбар, дровяник, погреб соединены с ним изгородями из тонкомерных бревен (в передней изгороди делались калитка и широкие ворота). В ХIХ в. такие дворы были распространены и в заводских поселках (Жеребцов Л. 1971, С. 39-40).

Амбары бывают самого разного назначения - для хранения зерна и муки, домашних вещей, охотничьего и рыболовного снаряжения, пищевых припасов и охотничьей добычи. Почти во всех крупных селах ранее стояли большие общественные амбары для хранения общественных запасов хлеба - магазеи (некоторые из них сохранились до наших дней). Большие многосекционные амбары строились в местах проведения ярмарок для хранения товаров приезжих торговцев. Такие амбары, например, сохранились в уже упоминавшемся с.Важгорт. Личные амбары были небольшими (чаще всего встречаются срубы 3х2 и 4х3 метра). Делались они из более тонких бревен, чем дом, на 9-11 венцов. В Коми крае редко встречались двухэтажные амбары (сохранившиеся единичные образцы очень разнообразны -есть и с рундуком, и с галереей вдоль продольной стены, и с наружными, и с внутренними лестницами) Как правило, амбары ставились или на окраине деревни, или недалеко от жилья, но не на усадьбе, а через улицу (вынос их за пределы усадьбы объясняется соображениями пожарной безопасности). Однако встречаются амбары и на усадьбе, установленные перед жилым домом, но на достаточном от него удалении.

Хлебные амбары всегда ставили на высоких столбиках (чаще всего конусообразных). На средней Вычегде первый венец клали на землю, на него устанавливали столбики и уже на них клали раму из бревен и устанавливали сруб. Первый венец сруба делался "с выпуском" на котором устраивалась площадка перед дверью, которую прорубали на уровне 2-7 венцов. Внутри сруба, в стенах, прорубались пазы, в которые плотно устанавливались доски, выделяющие отсеки для хранения зерна. Крыша всегда была тесовой, на слегах, двускатная (реже - односкатная) и устанавливалась так, чтобы образовался козырек-навес над входом. Амбары под двускатной крышей встречаются двух типов: с входом в продольной части и с входом с фронтона. Первый тип бывает двух- и трехсекционным. Подобные амбары, отличающиеся лишь деталями, встречаются на всем Русском Севере.

Амбары для хранения вещей, утвари обычно на высокие опоры не ставились. Первый венец либо клался прямо на землю, либо устанавливался на вкопанные невысокие угловые столбики. Такие амбары часто строились с односкатными крышами (фасадная стена кладется на 10-12, задняя - на 6-8 венцов). Тесовая крыша укреплялась на самцах и слегах, образуя козырек над входом. Встречались и сплошные накаты из бревен, на которые в два ряда укладывался тес. Такие архаичные амбарчики чаще всего встречаются на Выми. В отличии от хлебных амбаров, в "вещевых" отсутствует внутреннее деления сруба на отсеки.

Конструкция ледника очень простая - чаще всего это небольшой четырехстенный сруб под двускатной тесовой крышей. Пол обычно отсутствовал. В земле вырывалась яма размером 2х2 метра, обшитая изнутри досками, с дощатым полом. С весны такой погреб набивался снегом и служил для хранения продуктов все лето. Ледник такого типа часто устраивали не в отдельном срубе, а в вещевом амбаре или на первом этаже хозяйственного двора.

Колодцы встречаются двух типов. Первый, распространенный повсеместно и, по-видимому, более старый, представлял из себя врытый в землю сруб из плах или долбленую колоду высотой до полуметра, с деревянным настилом вокруг. Воду доставали черпаком на длинном шесте. Второй тип, более редкий, - колодец с "журавлем". Чаще других мест он встречается на Выми, Ижме и средней Печоре. Встречающиеся в настоящее время в коми деревнях колодцы с воротом - позднее заимствование (не ранее второй половины ХХ в.). Неслучайно такие колодцы распространены в многонациональных поселках лесозаготовителей.

И, наконец, нельзя обойти вниманием бани, хотя к хозяйственным постройкам их можно отнести с большой натяжкой. Сейчас бани обычно ставят на усадьбе, но, из соображений пожарной безопасности, как можно дальше от жилого жома. Впрочем, не бывает правил без исключения: на Вашке часто ставят новые бани вплотную к дому, но вход все-таки делают снаружи (хозяева объясняют эту "моду" удобством мытья в зимнее время). Раньше же бани ставили у реки или ручья. В некоторых коми селах и сейчас еще можно встретить у реки живописные группы старых банек.

Вышеперечисленные постройки имелись практически в каждом крестьянском хозяйстве. Наряду с ними существовали самые различные "единичные" сооружения: кузни, кирпичные сараи, мельницы (в отличии от северных русских, у коми были только водяные мельницы), и т.д. Надо заметить, что традиционные хозяйственные постройки сохранились значительно хуже, чем жилые - сказалась упорная борьба государства с семейным крестьянским хозяйством. У многих домов разрушены хозяйственные дворы, а сохранившиеся не используются (или используется только верхний уровень - как кладовая). В некоторых селах не найти ни одного взвоза. Сохраняются амбары, но хлебные переделаны в "вещевые". Лучше всего, конечно же, сохранилась традиционная баня - противопоставить ей нечего.

Вверх
 
 Этническая история
       древ. население Сев. Приуралья
       сложение этнокульт. областей
       Ломоватовo и Ванвиздино
       древние коми-пермяки
       древние коми-зыряне
       расселение древ. коми-зырян
       славяно-русская колонизация
       этн. группы коми в XIV-XVI вв
       нарастание дем. кризиса
       стабилизация дем. развития
       народности коми
       коми в Сибири и на Д. Востоке
       расселение в XIX- нач. XX вв
       за Урал и на Кольский п-остров
 
 Этнические процессы XX века
       этн. ситуация в XX веке
       этнодемографические процессы
       этн. самосознании совр. коми
 
 Природопользование
       трад. система жизнеобеспечения
           минерально-сырьевые ресурсы
           естест. растит. ресурсы
       земледелие
           трехполье
           переложная система
           подсечно-огневая
           зерновые культуры
           технические с/x культуры
           овощные культуры
           трад. агротехника
           пахотные орудия
           хозяйственный цикл
           с/х обрядность
       животноводство
       охотничий промысел
           промысловые сезоны
           охотничьи артели
           орудия и способы охоты
           обработка продуктов
           охотничий быт
       рыболовный промысел
           приемы и орудия
           обработка продуктов
       оленеводство
 
 Поселения и жилище
       типы поселений
       жилище коми-зырян
       жилище коми-пермяков
       строительная обрядность
       крест. усадьба коми-зырян
       крест. усадьба коми-пермяков
       совр. сельские постройки
 
 Традиционная пища
       народная кухня коми
       пищевые запреты
       повседневная трапеза
       обрядовая трапеза
 
 Народная одежда
       изготовление одежды
       детская одежда
       мужская одежда
       женская одежда
           женская рубаха
           удорский сарафан
           вычегодский сарафан
           ижемский сарафан
           коми-пермяцкий сарафан
           головные уборы
           верхняя женская одежда
       обувь
       узорчатые рукавицы и перчатки
       поверья об одежде
 
 Семейная обрядность
       родины
       крещение и наречение имени
       свадьба
       похоронная обрядность
 
 Традиционные игры
       детские игры
       досуг молодежи

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.