ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

Василей лун


 
 

Н.Д. Конаков © 1999

Васильев день, 1 января ст. ст., Новый год

Праздничные увеселения накануне В.л. проходили у к. с песнями, танцами, играми, ряжением. Отличительной особенностью посиделок в канун В.л. было то, что на них собиралась не только молодёжь, но и все желающие. Молодёжные игры и песни, исполняемые, на этих посиделках, отличались ярко выраженным любовным содержанием. После некоторых из них разбившиеся на пары участники посиделок целовались, что не было принято на обычных посиделках в другие дни. Одним из главных моментов на посиделках в канун В.л. в некоторых к.-з. селениях считалась игра "Выбор на год", во время которой парни выбирали себе в пару приглянувшихся им девушек. Выбор этот считался действительным на весь будущий год. В других местах у к.-з. подобная игра проводилась раньше в Михайлов день (8 ноября ст. ст.).

Как и на увеселениях в другие дни Святок, видное место в новогодний вечер отводилось играм, связанным с ряжением. Повсеместно было распространено ряжение в коня, хотя инсценировки, разыгрываемые молодёжью при этом, в разных местах имели свои особенности. Так, например, на Печоре накануне В.л. в нанятой для посиделок избе собиралось до 20 парней, каждый из которых приносил с собой семь шёлковых платков. Платки эти наматывались ими на обе руки, изображая вожжи, повязывались на шею — хомут, привязывались сзади к поясу — хвост. Каждый из парней в руках держал колокольчик, прикреплённый к такому же платку. Из числа ряженых выбирали главную "лошадь", которая шла во главе остальных "лошадей", выстроившихся в колонну по двое. Один из ряженых парней изображал кучера и после того, как все участники маскарада выходили из избы на улицу, гонял плёткой "лошадей" в течение нескольких часов по селу. Зрелище это привлекало много зрителей, особенно оно нравилось ребятишкам. Затем ряженые возвращались в избу и начиналось обычное веселье с песнями и плясками под гармошку, в котором участвовали и девушки. Ряженные "лошадью" парни при этом выступали организаторами веселья. В сысольских селениях ряженые в шутку били плётками из соломы тех участников посиделок, которые не участвовали в складчине по найму избы для посиделок, требуя от них угощения.

Наряду с конём в вечер на В.л. было принято рядиться также в журавля. Для этого на парня, держащего в руках кочергу или прялку загнутым концом вверх, набрасывали полог. Несколько парней, нарядившихся таким образом, устраивали на посиделках небольшие представления: "клевали" концом прялки или кочерги друг друга и зрителей. Зрители при этом со смехом разбегались в разные стороны, вскакивали на лавки, залезали на полати, создавая общую суматоху и веселье. Существовали и другие маскарадные костюмы. Например, одевали вывороченную наизнанку овчиную шубу, надевали на голову старую лохматую шапку, на ноги — рваную обувь, а на лицо накидывали тряпку, вымазанную сажей. Было принято и переодевание мужчин в женскую одежду и наоборот. Одной из популярных в этот вечер игр у молодёжи была также горань (жмурки).

Помимо посиделочных развлечений канун В.л. было принято отмечать праздничным ужином у к.-п. и к.-з. на Сысоле и Вычегде для этого обязательно полагалось варить свиную голову и ноги, поэтому этот день так и назывался: порсь юр-кок вильöдан лун "день обгладывания свиных ног и головы". В народе говорили: "К В.л., хоть заложи что-нибудь, но эту пищу приготовь". После трапезы свиные кости зарывали в хлеву, они использовались потом для окуривания скота с магическими лечебными целями. Возникновение этого обычая объясняли народной легендой о том, что когда Иисуса Христа искали, чтобы распять, он спрятался в хлев. Свинья помогла ему зарыться в сено. Свиной праздник, который приходился на 1 января ст. ст., день Василия Кесарийского, очень распространён был прежде и у русских, был он известен и у других народов. Поскольку у к.-з. свиноводство раньше было развито слабо, в тех селениях, где свиней не разводили, накануне В.л. закалывали телёнка или овцу и подавали на стол в праздничный ужин их варёные головы и ноги. Те, у кого не было ни головы, ни ног, варили или жарили просто мясо.

В ночь на В.л. пытались определить перспективы на год. Так, у к.-з. существовала народная примета,что если ночь на В.л. была звёздная, то будет хороший урожай ягод, а если нет, то хорошо уродится только черника. У к.-п. полагали, что звёзды на небе в эту ночь сулили хороший урожай малины и засуху. У них же было принято делать прогнозы на урожай и по погоде в сам В.л. Если было слегка пасмурно, то ожидался хороший урожай. Сильные ветры, снег с дождём и северный ветер обещали хороший травостой зерно-бобовых, но низкий обмолот, а вьюга с лёгким ветром — хорошие обмолоты на все зерно-бобовые.

Лит.: Гагарин, Дукарт 1968, Дукарт 1978, Зеленин 1991, Янович 1903.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.