ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

Петыр лун


 
 

Н.Д. Конаков © 1999

Петров день

Согласно Библии, апостол Пётр был по профессии рыбаком, поэтому далеко не случайно, что у русских день первоверховных апостолов имел народное название "день Петра-рыболова", а сам Пётр считался покровителем рыбаков. У к.-з. и к.-п. П.л. также считался днём, после которого было можно начинать летний лов рыбы, а апостол Пётр, точнее, оба апостола, поскольку они воспринимались в народе как одно лицо — Петыр-Павел, был покровителем рыбаков. Отправляясь на рыбную ловлю, рыбаки произносили: "Дай, Петыр-Павел, рыбу". Когда приносился в дом первый улов, то после того, как рыба была приготовлена и съедена, высказывалось пожелание: "Господи, Петыр-Павел, дай рыбаку здоровья, да рыбы столько пудов и фунтов, сколько чешуи да косточек".

Неменьшее значение, чем рыболовство, у к.-з. и к.-п. имел охотничий промысел. По аналогии П.л. считался и днём охотников. В ночь на день первоверховных апостолов охотники отправлялись в лес на поиски "Петрова корня или же "Петрова крестика", растения, называемого так потому, что его листья располагаются на стебле крестообразно. Корешок этого растения хранился на божнице, а отправляясь на охоту, каждый промысловик прикреплял его рядом с нашейным крестом в уверенности, что он обезопасит его от всевозможных несчастий.

В фольклорном образе Петыр-Павел к.-з. и к.-п. обычно подчёркивают два качества, необходимых рыбаку — терпение и отсутствие жадности (азарта): "Говорят, Петыр-Павел 25 лет рыбу удил, поймал одного ерша, и того отпустил". Жадного человека Петыр-Павел, являющийся хранителем ключей от райских врат, привратником, не впускает в рай. В сказках к.-з. и к.-п. (сюжет "Солдат и Смерть") Петыр-Павел изображается в несколько ироническом ключе: как строгий, но добродушный и недалёкий старик, которого не слушается Смерть и обманывает Солдат.

В день первоверховных апостолов заканчивался Петров пост. У ижемских к.-з. существовал обычай накануне П.л. устраивать складчину "петрушину". Молодёжь, женщины среднего и пожилого возраста собирались в отдельные в зависимости от возраста группы, причём, в молодёжную входили и парни и девушки, а в более старшие — только женщины. Устраивались "петрушины" у кого-нибудь в доме. Её участники приносили с собой выпечку (шаньги, кулебяки и т. д.), пиво, вино и обязательно какую-либо крупу и сметану. Сметану сливали в маслобойку, взбивали из неё масло, а затем варили кашу со свежевзбитым маслом. После коллективной трапезы начиналось веселье, продолжавшеся до утра следующего дня. Молодёжь варила петровскую кашу и на природе. Парни и девушки, прихватив с собой продукты и гармонь, отправлялись на луг, варили там кашу на масле, а после развлекались песнями и плясками. В П.л. повсеместно устраивались луговые игры.

Лит.: Ветошкина 1982, Громыко 1975, Дукарт 1975, Заварин 1870/1, Конаков 1993, Микушев, Чисталёв 1960, Плесовский 1963, ПМ ОУ.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.