ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

Ыджыд лун


 
 

Н.Д. Конаков © 1999

Пасха

Отмечание Ы.л. у к.-з. и к.-п. проходило по общепринятым православным канонам. После полунощной совершался крестный ход вокруг церковных храмов, затем начиналась утреня (утренняя служба). Стены и полы в церквях к торжественной службе украшали еловыми лапами, в церковных оградах расставляли горшки с горящей смолой. Во время пасхальной службы происходило освящение куличей и крашенных яиц, которые считались после этого обладающими магической силой, и сохранялись на божнице для чрезвычайных случаев. Так, уд. и вв. к.-з. верили, что брошенные в огонь во время пожара пасхальные яйца предотвратят его дальнейшее распространение. Магическую силу приписывали и огаркам пасхальных свечей, которые зажигались потом во время сильных гроз и для облегчения трудных родов. Пасхальная просфора использовалась в посевной обрядности. Поскольку у к.-з. куроводство в прошлом было развито слабо, общепринято было при недостатке куриных яиц готовить к Ы.л. кос рысь букв. "сухой творог", колобки в виде церковных белых просфор из творога, замешанного на масле и сметане.

В ночь на Ы.л., по народным поверьям, злые духи и колдуны, как и в ночь на Великий Четверг, были особенно активны. Чтобы отпугнуть злые силы в эту ночь стреляли из ружей, в с.Гам на Вычегде верили, что благодаря стрельбе из ружей в ночь на Ы.л. будет меньше медведей в лесу. Колдуны в эту ночь, якобы, залезали на колокольни и грызли там колокола. В Ы.л. у молодёжи одним из развлечений было подниматься на колокольню, чтобы посмотреть, не остались ли на колоколе следы зубов.

У к.-з. в ночь на Ы.л. было принято на берегах рек либо на возвышенностях жечь огромные костры, чаще всего — бочки со смолой. Считалось, что эти костры тоже распугивали злых духов. Обычай жечь пасхальные костры из смоляных бочек был распространён у многих народов: русских, болгар, сербов, черногорцев, хорватов и др.

За заутренней в Ы.л. некоторые к.-з. охотники и рыболовы после приветствия священника: "Христос воскрес" вместо обычного "Воистину воскрес" произносили наименования особо ценных зверей, птиц и рыб, надеясь благодаря этому получить удачу в промыслах на год.

Как и повсеместно на Руси, во всех селениях к Ы.л. сооружались качели. Помимо качелей популярным у молодёжи развлечением в этот день было скакание на доске. На чурбак, положенный на землю, клали доску, на один конец которой становился один из парней, а его сотоварищ резко вспрыгивал на другой, приподнявшийся кверху конец. Это достаточно простое приспособление позволяло делать высокие прыжки, во время которых парни демонстрировали свою ловкость.

Как и у русских, в Ы.л. у к.-з. и к.-п. было принято ходить на кладбище, но отличие от других поминальных дней, трапезы на нём не устраивалось. Угощение приносили исключительно для умерших родственников. После окуривания могил близких, на них сыпали зерно, крошили пасхальные яйца, делали ямку и наливали в неё вино или пиво.

Лит.: Аврамов 1859, Гагарин, Дукарт 1968, Дукарт 1975, Конаков 1993, Старцев 1929.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.