ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

Проблема происхождения Перми Вычегодской (древних коми-зырян)


 
 

И.Л. Жеребцов © 1999

Если происхождение коми-пермяков не вызывает на настоящий момент сомнений ввиду очевидной преемственности гляденовской, ломоватовской и родановской культур, то проблема этногенеза коми-зырян по-прежнему является дискуссионной. Споры связаны с вопросом о преемственности ванвиздинской культуры и культуры перми вычегодской - древних коми-зырян. Памятники перми вычегодской в бассейне Вычегды и Лузы относятся к периоду начиная с ХI в. Согласно одному мнению (выдвинутому В.И. Канивцом и развитому и наиболее последовательно отстаиваемому археологом Э.А. Савельевой), эта культура (называемая также вымской) сформировалась на основе древнекоми ванвиздинской культуры и генетически связана с ней; Пермяне вычегодские (древние коми-зыряне) являются, таким образом, автохтонным населением Вычегодского бассейна. В подтверждение указанной точки зрения приводятся данные о сходстве ванвиздинской и вымской культур в обряде трупоположения, в керамике. В частности, чрезвычайно близки друг другу материалы Тохтинского поселения VII-VIII вв., т.е. ванвиздинского периода, и материалы, найденные на памятниках перми вычегодской. Э.А. Савельева особо указывает также на материалы поселений IХ-Х вв. Лозым (на Сысоле) и Угдым (на Вычегде), которые, по ее мнению, свидетельствуют о генетической преемственности ванвиздинской культуры и культуры перми вычегодской: форма, орнаментация и примеси в глиняном тесте керамики этих поселений близки, с одной стороны, ванвиздинской керамике, с другой - керамике перми вычегодской; обнаруживается типологическая близость орудий труда и украшений (Археология Республики Коми 1997; Савельева 1971; она же 1995 и др.).

Э.А. Савельева отмечает значительную роль охоты и рыболовства в хозяйстве населения перми вычегодской, равно как и у ванвиздинцев. Последние занимались также животноводством и, по предположению Э.А. Савельевой, также, вероятно, и земледелием, хотя подтверждений этого пока нет. А в период перми вычегодской животноводство и земледелие, согласно этому мнению, лишь получили дальнейшее развитие. Этому способствовало, в частности, потепление климата на рубеже I и II тысячелетий н.э., облегчившее распространение земледелия на север. Данная точка зрения отрицает какие-либо значительные перемещения населения из Прикамья в Коми край и участие камских переселенцев в формировании пермян вычегодских как не подтвержденные археологическими материалами. Сходство перми вычегодской и родановской культур объясняется общей гляденовско-ананьинской подосновой и культурными и торговыми связями населения этих регионов в Х-ХIV вв. В то же время указывается на активное участие в сложении вымской культуры южного или юго-западного компонента (волжских финнов) и славянских групп (Археология Республики Коми 1997; Савельева 1982; она же 1985; она же 1987 и др.).

Вторая точка зрения, напротив, предполагает ведущую роль переселенцев из Прикамья в формировании культуры перми вычегодской. Автохтонное ванвиздинское население (не древнекоми, но родственное ему западно-финское, угорское или какое-либо иное) было ассимилировано переселенцами. Определенное участие в генезисе пермян вычегодских группы славяно-русского и волжско-финского населения также не отрицается. Лингвист В.И. Лыткин сопоставлял миграцию древних коми в Вычегодский край с распадом в IХ-Х вв. общепермского языка-основы (Лыткин 1953; Основы финно-угорского языкознания 1976). Анализ диалектов коми и коми-пермяцкого языка, по мнению языковеда В.А. Ляшева, также свидетельствует в пользу значительных перемещений населения в Коми край из Прикамья (Ляшев 1975; он же 1985; Мурыгин, Королев, Ляшев 1984).

Этнографы Л.П. Лашук, Н.Д. Конаков указывают на резкую смену хозяйственно-культурного типа населения Вычегодского бассейна на рубеже I и II тысячелетий н.э. (Лашук 1972; Конаков 1984) Ванвиздинцы принадлежали к более древнему на этой территории хозяйственно-культурному типу охотников и рыболовов тайги, вели полуоседлый образ жизни, основанный на развитом промысловом хозяйстве. Пермяне вычегодские, в отличие от них, имели комплексный тип присваивающе-производящего хозяйства. В Прикамье ко времени возникновения родановской культуры (т.е. в конце 1 тысячелетия н.э.) и гипотетического переселения коми на Вычегду земледелие, животноводство и охота уже имели в хозяйстве примерно равное значение. Древние коми, согласно этому мнению, оседая в новом районе, постепенно воссоздавали привычный комплекс присваивающе-производящего хозяйства, сочетавшего земледелие и животноводство с охотой, рыболовством и домашними промыслами. Переселенцы адаптировались к новым природным условиям, приспосабливая к ним традиционную культуру. Их система традиционного природопользования и выработанная на его основе модель хозяйства были совершеннее, чем у ванвиздинцев, полнее использовали природные ресурсы. Более высокая качественно социально-экономическая ступень развития обеспечивала больший абсолютный прирост населения. Местное ванвиздинское население, по мнению Н.Д. Конакова, заимствовало у коми переселенцев их хозяйственные навыки, переходило к оседлости, перенимало более приспособленный для данной системы природопользования весь хозяйственно-культурный комплекс и постепенно растворялось среди коми. В свою очередь и ванвиздинцы внесли определенный вклад в формирование культуры промыслового населения коми (Конаков 1984).

Археолог А.М. Мурыгин ставит под сомнение генетическую преемственность ванвиздинской и вымской культур, полагая, что к формированию перми вычегодской имело прямое отношение лишь население с Тохтинского поселения. А последнее он относит не столько к ванвиздинцам, пермский компонент в которых не играл заметной роли, а к пермским переселенцам из Камско-Вятского региона. Ряд исследователей указывают также на археологические данные, говорящие, по их мнению, о такой близости перми вычегодской и родановской культур по ряду признаков (обряд погребения, хозяйственно-бытовой уклад, керамика, украшение костюма), которую можно объяснить не общей гляденовской подосновой или активными торговыми связями, а лишь переселениями раннеродановского населения в бассейн Вычегды. Памятники, отражающие приход родановцев на Сысолу и Вычегду, имеются, полагают эти исследователи, а вот наличие памятников, характеризующих генетическую преемственность ванвиздинской и вымской культур, ставится ими под сомнение (Буров 1965; Лашук 1972; Мурыгин, Королев, Ляшев 1984). "Миграционной" точки зрения придерживается и финский исследователь С. Лаллукка (Лаллукка 1997).

Таким образом, обе точки зрения подкреплены аргументацией и имеют право на существование. Как представляется, истина должна быть где-то посредине между двумя этими воззрениями. (В этом плане представляются весьма перспективными изучение Н.Н.Чесноковой локальных вариантов ванвиздинской и вычегодской культур, последние исследования Т.В. Истоминой сысольских памятников перми вычегодской, ряд наблюдений К.С. Королева в отношении средневековых средневычегодских памятников). Можно предложить следующую гипотезу, не противоречащую основным аргументам обеих вышеназванных теорий. Вероятно, в формировании древних коми участвовали как местное ванвиздинское население, так и переселенцы из Прикамья (причем обе эти группы были родственными между собой), но роль их в сложении пермян в разных районах края была неодинакова. На Выми и нижней Вычегде, очевидно, главным элементом стали ванвиздинцы, а на Сысоле и, быть может, верхней Вычегде, наоборот, сильнее было влияние переселенцев из Прикамья (по крайней мере, последние исследования археологов позволяют говорить о весьма тесных связях сысольцев с Прикамьем). В сложении прилузских коми (в Прилузье, кстати, до сих пор не найдено ванвиздинских археологических памятников) свою роль сыграли также группы прибалтийско-финского и волжско-финского населения, что убедительно доказала Э.А. Савельева.

Вверх
 
 Этническая история
       древ. население Сев. Приуралья
       сложение этнокульт. областей
       Ломоватовo и Ванвиздино
       древние коми-пермяки
       древние коми-зыряне
       расселение древ. коми-зырян
       славяно-русская колонизация
       этн. группы коми в XIV-XVI вв
       нарастание дем. кризиса
       стабилизация дем. развития
       народности коми
       коми в Сибири и на Д. Востоке
       расселение в XIX- нач. XX вв
       за Урал и на Кольский п-остров
 
 Этнические процессы XX века
       этн. ситуация в XX веке
       этнодемографические процессы
       этн. самосознании совр. коми
 
 Природопользование
       трад. система жизнеобеспечения
           минерально-сырьевые ресурсы
           естест. растит. ресурсы
       земледелие
           трехполье
           переложная система
           подсечно-огневая
           зерновые культуры
           технические с/x культуры
           овощные культуры
           трад. агротехника
           пахотные орудия
           хозяйственный цикл
           с/х обрядность
       животноводство
       охотничий промысел
           промысловые сезоны
           охотничьи артели
           орудия и способы охоты
           обработка продуктов
           охотничий быт
       рыболовный промысел
           приемы и орудия
           обработка продуктов
       оленеводство
 
 Поселения и жилище
       типы поселений
       жилище коми-зырян
       жилище коми-пермяков
       строительная обрядность
       крест. усадьба коми-зырян
       крест. усадьба коми-пермяков
       совр. сельские постройки
 
 Традиционная пища
       народная кухня коми
       пищевые запреты
       повседневная трапеза
       обрядовая трапеза
 
 Народная одежда
       изготовление одежды
       детская одежда
       мужская одежда
       женская одежда
           женская рубаха
           удорский сарафан
           вычегодский сарафан
           ижемский сарафан
           коми-пермяцкий сарафан
           головные уборы
           верхняя женская одежда
       обувь
       узорчатые рукавицы и перчатки
       поверья об одежде
 
 Семейная обрядность
       родины
       крещение и наречение имени
       свадьба
       похоронная обрядность
 
 Традиционные игры
       детские игры
       досуг молодежи

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.