ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

Начало славяно-русской колонизации бассейна Северной Двины. (II этап)


 
 

И.Л. Жеребцов © 1999

В конце ХII в. начался новый этап этнодемографического развития коми, в котором произошли коренные изменения. Прекратилось продвижение коми на запад. Более того, этническая территория коми, в предшествовавшее время постоянно расширявшаяся в указанном направлении, стала сокращаться. Эти перемены были связаны с миграциями славяно-русского населения. Первые русские переселенцы появились в бассейне Сев. Двины (в самой западной его части, не занятой пермянами) еще в ХI - начале ХII вв. Они шли сюда с двух сторон. С северо-запада, из Заонежья, продвигались новгородцы, в первой половине ХII в. основавшие ряд населенных пунктов вначале на нижней Сев. Двине и верхней Сухоне, куда еще не проникли пермяне, а затем и на землях, уже колонизировавшихся древними коми - на Ваге и даже на Выми (не позднее конца ХII в.), куда новгородцы пришли с Сев. Двины через Пинегу и Мезень. С юго-запада в район рек Устьи, Кокшенги, нижней Сухоны и Юга переселялись жители Ростово-Суздальского княжества.

Основной движущей силой славяно-русской колонизации Севера было крестьянство, переселявшееся сюда, спасаясь от эксплуатации феодалов и малоземелья. Постепенно приток русских переселенцев в бассейн Северной Двины усиливался. Этому способствовал более теплый климат первой половины II тысячелетия н.э. (малый климатический оптимум), благоприятствовавший развитию на Севере земледелия. Миграциям русских на территорию, заселенную древними коми, земледельческому освоению этой территории содействовало и стремление крупных русских феодалов подчинить своему контролю обширные пространства этого региона, для чего там строились города и другие опорные пункты. К ним принадлежали, например, Гледень и Устюг, сыгравшие огромную роль в присоединении к Русскому государству земель по Малой Северной Двине, Югу, нижней Сухоне (где могли жить пермяне), Лузе, и низовьям Вычегды, где, несомненно, имелось пермянское население (Давыдов 1977; Жеребцов Л.Н. 1982).

Э.А.Савельева датирует XII столетием начало более активной древнерусской колонизации Европейского Северо-Востока, с которой связано, в частности, появление древнерусских городищ на нижней Вычегде (Карыбйывское) и Выми (Пожегское) (Савельева 1995). Но если в Вычегодско-Вымском крае возникновение городищ не сопровождалось массовыми крестьянскими переселениями, то в более западной части этнической территории пермян складывалась иная ситуация.

В ХIII в. приток переселенцев из Новгородской земли и центральных районов Руси на Европейский Север и на земли пермян, в частности, усилился вследствие татаро-монгольского нашествия и разорения русских княжеств. В результате к концу ХIV в. пермяне, предположительно жившие на Сухоне, Юге и Ваге (за исключением р.Устьи и некоторых других небольших районов), могли быть ассимилированы пришлым русским населением (Жеребцов 1982, С. 34). Часть из них, возможно, отошла назад, в восточные районы, из которых когда-то ранее пермяне продвигались на запад. В ХIII в. коми появились на берегах Вашки, Пинеги и Немьюги (приток р.Кулой), расположенных к северу от территории первоначального расселения пермян. Они пришли в этот регион с нижней Вычегды через ее приток Яренгу и верховья Вашки, затем с Вашки на верхнюю Пинегу, а с Пинеги, вероятно, на Немьюгу. Переселения эти могли быть вызваны, видимо, появлением в низовьях Вычегды русских переселенцев, под давлением которых часть пермян и ушла в слабозаселенные или совсем безлюдные земли, лежавшие на севере.

Позднее, в ХIV в. во время христианизации Коми края на Вашку ушла еще одна группа вычегодских пермян, не пожелавших принимать православную веру и отказываться от своих древних языческих верований. Христианизация вычегодских коми, которую в 1379 г. начал выходец из Устюга Стефан Пермский, стала одним из важных этапов присоединения населенных пермянами земель к Русскому государству. Этот длительный процесс начался еще в начале II тысячелетия с первых походов новгородцев в земли пермян за данью. В русских летописях уже с ХI в. пермяне упоминаются в качестве данников Руси ("А се суть инии языци иже дань дают Руси: Чудь, Меря, ... Пермь, Печера...", - сообщает "Повесть временных лет"). В договорных грамотах ХIII-ХIV вв. между Тверью и Новгородом Европейский Северо-Восток фигурирует в числе владений последнего ("А се волости новгородьскые: ... Перемь, Югра, Печера...", - гласит грамота 1264 г.). Однако новгородцы не сумели прочно обосноваться здесь. Земли пермян по Югу и Лузе с конца ХII - начала ХIII вв., после основания Гледеня-Устюга, контролировались Ростовским княжеством. Спор за "пермские дани" между Новгородом и Ростовом (позднее - Москвой) не прекращался веками. В Вычегодско-Вымской летописи говорится, что Московский великий князь Иван Калита стал взымать дань для Золотой Орды с Вычегды и Печоры в 1333 г. В том же источнике говорится, что в 1367 г. Московский князь Дмитрий Донской отобрал у новгородцев Мезень, Пинегу и Печору (вероятно, низовья) и принял меры к установлению своего контроля над бассейном Вычегды (Документы по истории коми 1958). Поддержанный Дмитрием Донским Стефан Пермский крестил крестьян на Вычегде, Виледи, Сысоле и Выми (прилузцы были крещены раньше, а удорцы - в ХV в.), многое сделал для укрепления власти московского князя на Европейском Северо-Востоке в противовес новгородцам. Забегая чуть-чуть вперед, скажем о том, что споры Москвы и Новгорода за Пермские земли продолжались еще целое столетие, вплоть до включения в 1478 г. новгородских владений в Московское государство. Последняя точка в присоединении земель древних коми к Русскому государству была поставлена в 1481 г., когда в Коми крае было проведено первое описание земель и населения, окончательно закрепившее эту территорию в составе единого государства (Жеребцов 1982, С. 45-46).

Вверх
 
 Этническая история
       древ. население Сев. Приуралья
       сложение этнокульт. областей
       Ломоватовo и Ванвиздино
       древние коми-пермяки
       древние коми-зыряне
       расселение древ. коми-зырян
       славяно-русская колонизация
       этн. группы коми в XIV-XVI вв
       нарастание дем. кризиса
       стабилизация дем. развития
       народности коми
       коми в Сибири и на Д. Востоке
       расселение в XIX- нач. XX вв
       за Урал и на Кольский п-остров
 
 Этнические процессы XX века
       этн. ситуация в XX веке
       этнодемографические процессы
       этн. самосознании совр. коми
 
 Природопользование
       трад. система жизнеобеспечения
           минерально-сырьевые ресурсы
           естест. растит. ресурсы
       земледелие
           трехполье
           переложная система
           подсечно-огневая
           зерновые культуры
           технические с/x культуры
           овощные культуры
           трад. агротехника
           пахотные орудия
           хозяйственный цикл
           с/х обрядность
       животноводство
       охотничий промысел
           промысловые сезоны
           охотничьи артели
           орудия и способы охоты
           обработка продуктов
           охотничий быт
       рыболовный промысел
           приемы и орудия
           обработка продуктов
       оленеводство
 
 Поселения и жилище
       типы поселений
       жилище коми-зырян
       жилище коми-пермяков
       строительная обрядность
       крест. усадьба коми-зырян
       крест. усадьба коми-пермяков
       совр. сельские постройки
 
 Традиционная пища
       народная кухня коми
       пищевые запреты
       повседневная трапеза
       обрядовая трапеза
 
 Народная одежда
       изготовление одежды
       детская одежда
       мужская одежда
       женская одежда
           женская рубаха
           удорский сарафан
           вычегодский сарафан
           ижемский сарафан
           коми-пермяцкий сарафан
           головные уборы
           верхняя женская одежда
       обувь
       узорчатые рукавицы и перчатки
       поверья об одежде
 
 Семейная обрядность
       родины
       крещение и наречение имени
       свадьба
       похоронная обрядность
 
 Традиционные игры
       детские игры
       досуг молодежи

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.