ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

подсечно-огневая


 
 

Н.Д. Конаков © 1999

Наиболее древняя система земледелия - подсечно-огневая с ручной обработкой земли в конце ХIХ - начале ХХ в. сохранялась почти во всех волостях Усть-Сысольского уезда, а также у северных (косинско-камских) коми-пермяков; у иньвенцев она к этому времени уже исчезла (Котляревский 1892, С. 10; Белицер 1958, С. 37). В ХIХ в. царское правительство спородически вводило запрет на производство подсек под предлогом хищнических порубок леса для их производства и большой пожароопасности выжига срубленного леса. В конце века официально подсеки были разрешены, но для их производства в казенных лесных дачах необходимо было получить у лесничего за установленную плату билет на право пользования определенным лесным участком в течение трех лет (Попов 1910, С. 76). Крестьяне, не желающие выправлять разрешительный билет, а также в годы запрета на подсеки занимались их производством без разрешения. Для этой цели собиралась артель из 20-30 человек, которая, захватив с собой съестные припасы, углублялась в дебри леса за 70 и более верст от селения и, проживая там целые месяцы, работала над устройством подсеки без всякого опасения (Попов 1858). Работы по устройству подсеки (тыла)начинались с выбора места для ее оборудования. Лучшими считались боровые участки леса, заросшие березняком, осинником и вереском; имеющие ровную поверхность, много лет удобряемую сгнившими листьями и валежником (Михайлов 1852, С. 374). Лес рубили весной после того, как на деревьях распустятся листья, или после ярового сева, обычно в мае месяце (ст. ст.). Срубленный лес аккуратно распределяли по всей площади подсеки, добавляя к нему собранный в округе бурелом и валежник. На другой год в конце июня высохший лес сжигали, следя при этом, чтобы огонь не пересек черты подсеки. Сама по себе работа по выжигу леса не считалась сложной, и в ней принимали участие даже старики из домохозяйств, объединившихся для разработки подсеки. Хотя именно они в силу возрастной физической немочи зачастую и становились жертвами несчастных случаев. Так, только за период с 12 по 18 мая 1887 г. по официальным данным в Вологодской губернии от смертельных ожогов в результате случайного падения в огонь при выжигании подсеки погибло четыре престарелых крестьянина в возрасте от 60 до 80 лет(ВГВ 1887, № 34, С. 7). После выжига корчевания пней не производилось, а тыла уже считалась пригодной для посева. Если количество пней, оставшихся на подсеке, было очень велико, то ее обрабатывали с помощью специального орудия мотыжного типа (кокан иж.; копанец, копушай вв., копорига иж., куштан к.-п.), которым подрубали корни и рыхлили землю около пней (Белицер 1958, С. 39-40). В конце июня - июле (ст. ст.) на подсеках высевали рожь. Сеяли прямо в золу без какой-либо предварительной обработки земли. По сведениям В.А. Русанова, коми-зыряне при посеве на подсеке иногда использовали примитивное орудие в виде толстой палки, изогнутой под прямым углом и заостренной на конце. Этим орудием на пале проводились неглубокие борозды, в которые бросались семена (Русанов 1945, С. 350). Для заделывания семян и разрыхления верхнего слоя почвы на подсеке повсеместно применялась борона-суковатка (тыла агас, тыла пиня). Тыла агас самого простого типа представляла собой верхушку ели с обрубленными на необходимую длину сучьями; борона-суковатка более сложной конструкции состояла из нескольких (обычно четырех) еловых плах с длинными (более полуметра) упругими сучьями, скрепленными между собой. Зубья-сучья такой бороны благодаря своей упругости не ломались, задевая корни и пни, а отскакивали от них. Борону-суковатку обычно волокли вручную или же оглоблями к ней припрягали лошадь. Изготавливали такую борону прямо на месте, а после употребления бросали (Налимов 1925, С. 66). Бороны-суковатки были известны в качестве орудий подсеки у многих народов лесной зоны восточной северной Европы. При посеве ржи на подсеках семян использовалось вполовину меньше, чем на трехпольных пашнях. Обычным считался урожай от сам 20 до сам 40 (Котляревский 1892, С. 10). В урожайные годы при тщательном посеве на удачно выбранном для подсеки участке урожайность доходила до сам 50-80 и даже до сам 90 (Михайлов 1852, С. 374). Сжатую рожь в снопах оставляли обычно на подсеках до зимы и вывозили в селения с установлением санного пути. На дальних подсеках рожь и обмолачивали и хранили затем в специально выстроенных там хлебных амбарчиках. Запасы ржаного зерна, хранящегося на подсеках сысольских крестьян в 70-80 верстах от дома, в конце Х1Х в. доходили до 200-300 пудов на хозяйство (Попов 1925, С. 27).

Вверх
 
 Этническая история
       древ. население Сев. Приуралья
       сложение этнокульт. областей
       Ломоватовo и Ванвиздино
       древние коми-пермяки
       древние коми-зыряне
       расселение древ. коми-зырян
       славяно-русская колонизация
       этн. группы коми в XIV-XVI вв
       нарастание дем. кризиса
       стабилизация дем. развития
       народности коми
       коми в Сибири и на Д. Востоке
       расселение в XIX- нач. XX вв
       за Урал и на Кольский п-остров
 
 Этнические процессы XX века
       этн. ситуация в XX веке
       этнодемографические процессы
       этн. самосознании совр. коми
 
 Природопользование
       трад. система жизнеобеспечения
           минерально-сырьевые ресурсы
           естест. растит. ресурсы
       земледелие
           трехполье
           переложная система
           подсечно-огневая
           зерновые культуры
           технические с/x культуры
           овощные культуры
           трад. агротехника
           пахотные орудия
           хозяйственный цикл
           с/х обрядность
       животноводство
       охотничий промысел
           промысловые сезоны
           охотничьи артели
           орудия и способы охоты
           обработка продуктов
           охотничий быт
       рыболовный промысел
           приемы и орудия
           обработка продуктов
       оленеводство
 
 Поселения и жилище
       типы поселений
       жилище коми-зырян
       жилище коми-пермяков
       строительная обрядность
       крест. усадьба коми-зырян
       крест. усадьба коми-пермяков
       совр. сельские постройки
 
 Традиционная пища
       народная кухня коми
       пищевые запреты
       повседневная трапеза
       обрядовая трапеза
 
 Народная одежда
       изготовление одежды
       детская одежда
       мужская одежда
       женская одежда
           женская рубаха
           удорский сарафан
           вычегодский сарафан
           ижемский сарафан
           коми-пермяцкий сарафан
           головные уборы
           верхняя женская одежда
       обувь
       узорчатые рукавицы и перчатки
       поверья об одежде
 
 Семейная обрядность
       родины
       крещение и наречение имени
       свадьба
       похоронная обрядность
 
 Традиционные игры
       детские игры
       досуг молодежи

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.