ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

сельскохозяйственная обрядность


 
 

Н.Д. Конаков © 1999

В сельскохозяйственной обрядности народов коми особо выделялось начало и окончание жатвы. С началом жатвы был связан интересный архаический обряд изгнания с полей сорных трав для обеспечения благополучия будущего урожая йон петкодом ("вынос осота"). На Печоре при исполнении этого обряда самый крупный осот, найденный на хлебном поле, выкапывали из земли и выносили на дорогу, причитая при этом: "Красное солнышко, ты цветешь в красивом зеленом платье алыми цветами. Хоть и очень дорог ты и мил нам, но вот приходится тебя переносить туда. Здесь тебя рубят, режут. Туда вынесем, там будешь поживать, цвести в нарядном платье с красивыми цветами". Вынесенный на дорогу осот сажали там, после чего, считалось, что с поля должны вывестись и все его собратья-сорняки (Сахарова и др. 1976, С. 134). Аналогично проводился этот обряд и у коми-пермяков, причем, у них считалось, что для того, чтобы осота больше не было на полях, пересадку его на дорогу желательно производить при ущербной луне (Климов 1991, С. 84). У ижемцев обряд йон петкодом происходил несколько иначе. Сорняки, вырванные с корнем на хлебном поле, связывали в пучки по девять растений в каждом. Корнями вперед эти пучки относили к реке или озеру. Во время переноски один из участников обрядовой процессии нес сорняки, а другой хлестал пучок вицей. Остальные участники в это время причитали: "С поля мы тебя вырываем, чтобы впредь не плодился. Мы тебя вырываем, чтобы назад не вернулся. Все отродье твое вырываем мы, весь род, твое племя. Весь твой скоп вырываем мы, всех твоих братьев-сестер". Были известны у ижемских коми и более продолжительные причеты, сопровождающие изгнание сорняков с поля (Микушев, Чисталев 1968, С. 11, 49-50).

Начиная жатву, первый сноп делали поменьше и оставляли его в поле до завершения уборки. На последней полосе было принято оставлять пучок несжатого хлеба - в дар "хозяину поля". Аналогичный обычай был у русских и украинских земледельцев, которые оставляли несжатый пучок "на бородку Волосу" - древнему славянскому божеству (Сахаров 1989, С. 289). Завершая жатву и завязывая последний сноп, коми женщины произносили заговор-пожелание: "Поле сжалось, перетаскивайся (зерно) в сусек" (Ветошкина 1982, С. 91). У вымских и сысольских коми последний сноп не обмолачивали, а вешали в амбаре для хранения зерна, где он и находился вплоть до начала весеннего сева. Перед севом зерно из этого снопа смешивали с остальными семенами. У русских тоже зерно из последнего ("именинного") снопа считалось обладающим особой продуцирующей силой, и его обязательно добавляли в зерно для посева (Сахаров 1989, С. 289). Из зерна нового урожая в честь окончания уборки повсеместно у коми было принято готовить ритуальную еду - кашу из ячменной крупы или толокна на масле. На Сысоле и Вычегде эта ритуальная каша называлась чомор; на Выми - ворок чукор, сук рок, паневой; у ижемцев - саламат. На Удоре ее обязательно благословляли серпом, поэтому она называлась чарла рок ("каша серпа"). У нижневычегодских коми обрядовое кушанье из творога с толокном по поводу завершения жатвы называлось клюпа. В прежние времена ритуальная каша в честь нового урожая у коми варилась и съедалась на поле коллективно, причем, обязательно оставлялась доля "родителям" - умершим родичам, от которых, по народным верованиям, зависели во многом плодородие полей и успех в хозяйственных делах (Сорокин 1910/20, С. 52).

Вверх
 
 Этническая история
       древ. население Сев. Приуралья
       сложение этнокульт. областей
       Ломоватовo и Ванвиздино
       древние коми-пермяки
       древние коми-зыряне
       расселение древ. коми-зырян
       славяно-русская колонизация
       этн. группы коми в XIV-XVI вв
       нарастание дем. кризиса
       стабилизация дем. развития
       народности коми
       коми в Сибири и на Д. Востоке
       расселение в XIX- нач. XX вв
       за Урал и на Кольский п-остров
 
 Этнические процессы XX века
       этн. ситуация в XX веке
       этнодемографические процессы
       этн. самосознании совр. коми
 
 Природопользование
       трад. система жизнеобеспечения
           минерально-сырьевые ресурсы
           естест. растит. ресурсы
       земледелие
           трехполье
           переложная система
           подсечно-огневая
           зерновые культуры
           технические с/x культуры
           овощные культуры
           трад. агротехника
           пахотные орудия
           хозяйственный цикл
           с/х обрядность
       животноводство
       охотничий промысел
           промысловые сезоны
           охотничьи артели
           орудия и способы охоты
           обработка продуктов
           охотничий быт
       рыболовный промысел
           приемы и орудия
           обработка продуктов
       оленеводство
 
 Поселения и жилище
       типы поселений
       жилище коми-зырян
       жилище коми-пермяков
       строительная обрядность
       крест. усадьба коми-зырян
       крест. усадьба коми-пермяков
       совр. сельские постройки
 
 Традиционная пища
       народная кухня коми
       пищевые запреты
       повседневная трапеза
       обрядовая трапеза
 
 Народная одежда
       изготовление одежды
       детская одежда
       мужская одежда
       женская одежда
           женская рубаха
           удорский сарафан
           вычегодский сарафан
           ижемский сарафан
           коми-пермяцкий сарафан
           головные уборы
           верхняя женская одежда
       обувь
       узорчатые рукавицы и перчатки
       поверья об одежде
 
 Семейная обрядность
       родины
       крещение и наречение имени
       свадьба
       похоронная обрядность
 
 Традиционные игры
       детские игры
       досуг молодежи

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.