ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
  
 

Акань


 

 

Кукла-скрутка ижемских коми-зырян

 

Коми-пермяцкая соломенная кукла

 

Деревянная кукла печорских коми-зырян

 

Коми-зырянская тряпичная кукла на деревянном стержне

Кукла

По мнению В.И. Лыткина и Е.С. Гуляева первоначальное значение к.-з. слова А. - 'маленькая игрушечная сестренка, женщина'. Возможно сопоставление с к.-з. ak- (без уменьшительно-ласкательного суффикса -an) с фин. akka "старая женщина, сестренка, женщина", саам. akka, а так же с диал. к.-з. ак вежань "крестная мать".

Ряд к.-з. фразеологизмов, а также комплекс поверий и запретов, связанных с А., свидетельствуют о традиционном для к.-з. соотнесении образа антропоморфной игрушки с представлениями о душе-тени или двойнике человека: син А. "зрачок", букв. "глазная кукла"; син А.-ыс сувтса букв. "глазная кукла стоячая" или сувтса син "стоячие глаза" - о человеке с неподвижным, тяжёлым взглядом, улвюра син А., гуга син А. "зрачок перевёрнутый" - букв. "глазная кукла перевёрнутая" - устойчивые характеристики традиционного образа колдуна. В восприятии взрослых некоторые детские игры с А. считались пророческими. По поверьям, игры девочек с тряпичными А. влияли на их будущее семейное счастье и плодовитость. У к.-з. говорят, что у девочки, которая в ходе игры раздает своих А. подругам, не будет семейного счастья и благополучия. Считалось, что по характеру детских игр с А. можно предсказать предстоящие изменения не только в жизни ребенка, но и всей семьи: "если дети играют в похороны и закапывают с причитаниями кукол на углу дома - значит в этой семье скоро кто-то умрет". У каждой девочки количество тряпичных А. в игрушечной семье, как правило, соответствовало количеству членов реальной семьи ребенка. Но при этом, А. никогда не давали собственные имена членов семьи, что было обусловлено стремлением обезопасить живых людей от установления возможной связи с судьбой игрушечного двойника и, тем самым, исключить возможность сглаза и порчи. Родители, наблюдая за изготовлением девочками тряпичной одежды для кукол, а нередко участвуя в этом процессе и в самой игре, строго следили за тем, чтобы А. шилась только из обрывков новой ткани, ни в коем случае нельзя было использовать лоскутки от одежды, которая кем-либо носилась. По поверьям к.-з. одежда, "пропитанная запахом живого человека", является его вуджöр (тенью). Считается, что закопав в землю куклу, одетую в такую одежду, можно наслать неминуемую болезнь или даже гибель на её реального "двойника". Примечательно, что после проведения традиционной игры "похороны А." дети, впоследствии, никогда не извлекали её из земли, мотивируя это тем, что играя с такой А. можно навлечь на себя беду.

Лицо у кукол обозначалось белым либо светлым фоном, или разноцветными полосками ткани. При этом, как правило, черты лица не детализировались, лишь в 20-30 годы, когда в среде сельских детей стали популярны А. скрученные из бумаги, на игрушечных лицах стали прорисовывать сажей или карандашом глаза, нос и рот. Показательно в этом плане поверье к-п.: если дети будут играть А. с глазами, "стоячими" как у колдунов, то могут сами ослепнуть или принесут в дом несчастье. Известно, что в традиционных культурах многих народов Севера и Сибири соблюдался запрет на обозначение у кукол рта, носа, глаз и ушей. Считалось, что изображение черт лица может оживить куклу и, тем самым, сделать её опасной для человека. Антропоморфные деревянные изображения духов-хранителей, напротив, всегда наделялись чертами лица. В ходе изготовления онгона рот, глаза и уши вырезались в последнюю очередь. Эта символическая операция предшествовала ритуальному оживлению духа-хранителя. По традиционным представлениям разных народов именно через рот, нос, глаза и уши духи-покровители и духи-помощники вселяются в свои изображения. Отмеченные представления об А. с четко выраженными чертами лица, как образе духа-покровителя, вероятно, можно увидеть и в основе традиции современных сельских к.-з. ставить промышленных кукол, переодетых в стилизованные национальные костюмы, в окна между рамами, так чтобы лицо куклы было обращено на улицу. Примечателено, что в колыбельных песнях ижемских к.-з. А. сравнивается с тенью, оберегом человека: Пидзöс помöй аканьöй, öшинь дорын вуджöрöй - "Куколка наколенная, тень (вуджöр) у окна".

В сказочном фольклоре к-з. и к.-п. ожившая А. выступает в роли покровителя и помощника героини, оставшейся без матери. Примечательно, что в сказках процесс изготовления глиняной А. выступает метафорой зачатия ребенка. Ср. к.-з. детское название глиняных игрушек сёй папу "глиняная вульва, глиняный пирожок". В фольклорных текстах акцентируется внимание на кратковременности существования соломенных, берестяных и глиняных А. В к.-з. языке метафорическим сравнением с глиняной А. подчеркивается нерешительность и бесхарактерность человека. Ср. сёй монь "глиняная сноха", сёй морт "глиняный человек". Тех, кто боится промокнуть, у к. принято подбадривать словами: "он ньöдзды, абу сёй монь" "не размокнешь, не глиняная сноха". В традиционном для к.-з. комплиментарном обращении к миловидной девушке или невесте - роч акань - букв. "русская кукла", акцентируются представления о неземной, нечеловеческой природе девичьей красы.

Показательно применение А. в колдовстве и традиционной мантике к. Согласно одному из вариантов святочных гаданий к.-п. считалось, что если девушка достанет из-под перевернутого горшка А. то в этом году ей предстоит родить ребенка. По представлениям к.-з. аналогичные результаты гадания предвещали неудачные роды или выкидыш. На территории совместного проживания коми и хантов (Тюменская обл., Шурышкарский район) женщины с помощью тряпичных А. избавлялись от наваждения плохих снов: у подножия священной березы устраивалась трапеза в ходе которой женщины рассказывали друг другу свои сны; неподалеку от березы вырывалась ямка, где совершался ритуал захоронения специально сшитых для этого тряпичных А. Отметим, что аналогичный ритуал бытовал в прошлом у удмуртов: в случае болезни кого-либо из родственников женщины шили тряпичную куклу и проводили обряд её захоронения в земле. В колдовской практике к.-з. известен приём наказания за воровство с помощью А., изображающей подозреваемого: cчитается, что пострадавший может погубить вора, если закопает такую А. в землю, с произнесением определенных заклинаний. По данным Л.Н. Жеребцова, к.-п. при изготовлении колдовской А. обмазывали её голову собственной кровью. По поверьям к.-п. в гроб умершему тöдысь обязательно надо положить семь А., иначе он может увести за собой в могилу семь человек. У керчемских к.-з. считается, что колдовских А. необходимо изготовлять из "нечистого" дерева - осины, а детские игрушки лучше делать из березы и сосны.

Лит.: Грибова 1970; Жеребцов 1971; Климов 1991; Несанелис, Шарапов 1995; Сидоров 1928; Уляшев, Шарапов 1996; Шарапов 198б; Sharapov 1993; ПМА.

В.Э. Шарапов

Вверх
       Ад
       Адама глава турун
       Адз ытшкан лун
       Азьла мынтöм
       Айка
       Ай-чери
       Акань
       Ангел
       Ань
       Анькытш
       Аньтуй
       Араль
       Ас пу
       Ас чвет

 
  

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.