ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
  
 

Аньтуй


 

умения и способности, предначертанные женщине

В к.-з. языке слово А. входит в ряд слов со значениями "правильное-неправильное", "пригодное-непригодное", "умение-неумение выполнять какие-л. функции вещью, животным или человеком": туйны (годиться, быть пригодным), туяна (годный), туйтöм (негодный), морттуй (характер, умение быть человеком) букв. "человеческий путь", немöстуй (никудышность, никудышный) букв. "ничтожный путь", кипöдтуй (умение, мастерство) букв. "ладони след". (Ср. рус. "путёвый", "непутёвый", "беспутный".)

По некоторым бытующим среди к.-з. легендам, Омöль создал первую женщину специально для того, чтобы спровоцировать ранее созданного Еном морта (человека) на ругань и тем самым ввести его в грех. Тогда Ен сказал, что раз уж женщина появилась, пусть они днём хоть как ругаются, но ночью чтобы мужчине с ней было хорошо. По другим сюжетам, Ен специально создаёт "товарища" и помощницу для мужчины. Тем самым Ен определяет А., как выполнение определённых обязанностей женщины по отношению к мужчине.

В ряде к.-з. мифов обосновывается разделение обязанностей между мужчиной и женщиной: мужчине Еном предназначено заниматься охотой, он должен нести в дом добычу, содержать коня и собаку, а женщине достаётся домашняя работа: очаг, уход за детьми, коровой и кошкой. У к.-з. умение (морттуй) мужчины традиционно определяли по его охотничьей удаче, способности владеть топором и ножом, а умение женщины (А.) - по качеству хлеба, пряжи, отношению к членам семьи и домашним животным. (См. Мöс, Нянь.)

Согласно достаточно распространённым среди к.-з. представлениям, в мифические времена женщины разделили между собой скверну (пеж), чтобы в ней не утонула земля, и с тех пор они имеют особые заслуги, несмотря на то, что являются носителями пеж. За эти заслуги они обрели право не кланяться попам и чиновникам, право высказывать своё мнение при решении семейных проблем, а в отсутствие хозяина решать все хозяйские дела.

В совокупности понятием А. у к.-з. определялись круг женских обязанностей и прав в семье и миру, выполнение женских работ, отношение к людям и природе, т.е. умение вносить в жизнь лад и гармонию.

Лит.: Лыткин, Гуляев 1970, Налимов Материалы..., Fokos-Fuchs 1951, ПМА.

О.И. Уляшев

Вверх
       Ад
       Адама глава турун
       Адз ытшкан лун
       Азьла мынтöм
       Айка
       Ай-чери
       Акань
       Ангел
       Ань
       Анькытш
       Аньтуй
       Араль
       Ас пу
       Ас чвет

 
  

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.