ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
  
 

Важ календар


 

 

Древний коми-зырянский календарь

 

Древний коми-пермяцкий календарь

древний календарь

В 1975 г. на берегу р.Вычегды было найдено бронзовое плоское кольцо с девятью фигурками различных животных, расположенными по кругу. Дешифровка изображений на кольце показала, что к.-з. В.к. был солнечный. Год начинался с дня весеннего равноденствия. Дата 21 марта отмечена значком на внешнем ободе кольца. В основу деления года на периоды ("месяцы") положены годичные биологические ритмы промысловых животных.

Период медведя продолжался с конца марта до конца апреля. В конце марта-апреле медведи покидают берлогу. В период оленя (кон. апреля - нач. июня) происходит отёл как у домашнего, так и у дикого северного оленя. Период горностая длился с начала июня по начало июля. На июнь месяц приходится активизация хищнической деятельности этого зверька в связи с переходом на мясную пищу подросшего молодняка. С начала июля по начало августа "хозяйкой" периода является росомаха. В это время начинается кочевая жизнь самок с подросшим молодняком. Период лося продолжался с начала августа по начало октября. В это время происходит гон диких копытных. 23 сентября наблюдается осеннее равноденствие, символом которого на В.к. служит солярный знак, изображённый под мордой лося (точнее лосихи). Период выдры длился с начала октября до середины декабря. У к.-з., как и у ряда других народов, выдра считалась представителем нижнего мира, ипостасью водяного духа, поэтому ей досталось олицетворение периода поздней осени, когда на севере самая длинная ночь. Период лисицы охватывал промежуток года с середины декабря до конца января. На начало "месяца" лисицы приходится дата зимнего солнцестояния. На В.к. она отмечена значком на внешнем ободе и зарубкой на хвосте зверя. "Месяц" белки продолжался с конца января по конец февраля. В конце января-феврале на севере спадают морозы, у белок начинается гон. Завершал годовой цикл период куницы, он длился с конца февраля до конца марта. В этот период у зверька наблюдается весеннее оживление ("ложный гон"). Солярный знак под изображением куницы указывает на конечную дату этого периода cвязанную с весенней фазой солнца.

По всей видимости, в выделении именно этих периодов и дней был заложен особый сакральный смысл, доступный лишь ограниченному кругу лиц. Уникальность вычегодской находки свидетельствует о том, что изображения В.к. не являлись предметами массовой культуры, а если и тиражировались, то в весьма лимитированном количестве. Логично предположить, что функции "службы времени" исполнялись представителями языческого жреческого сословия. На В.к. с помощью солярных символов обозначены лишь две солнечные фазы (весеннее и осеннее равноденствия). Их противопоставление друг другу дублируется направлением движения животных, символизирующих периоды, в которые наблюдаются эти фазы (медведь и лось), и, в целом, делением года на два противопоставленные друг другу сезона: производительный (сезон охоты) и непроизводительный (выводковый сезон). Аналогичное деление года на сезоны не по смене погоды, а по чередованию хозяйственных занятий было характерно и для других народов.

В верхнем Прикамье, где искони проживали к.-п., были найдены два изображения В.к., отлитых в одной или же идентичных формах (хранятся в Пермском государственном университете и Сольвычегодском краеведческом музее). Внешне они напоминают верхневычегодскую находку: плоское бронзовое кольцо, на котором по кругу изображены фигурки зверей, но олицетворяют они уже не периоды ("месяцы), а времена года. Год начинается с осенней солнечной фазы, обозначенной солярным знаком. Отчёт идёт по часовой стрелке. Символом осени является также выдра, зимы - бобр, весны - белка, а лета - две собаки, бегущие одна за другой ("гончие псы"). Помимо осенней фазы отмечена лишь ещё одна - летнее солнцестояние: ухо первой из собак является одновременно и насечкой, обозначающей неделю, в которую происходит это событие.

Все три изображения В.к. являются случайными находками, что затрудняет их точную датировку. Тем не менее, судя по ряду косвенных свидетельств (особенности художественного стиля, качеству отливки и т. д.), можно предположить, что В.к., найденный на Вычегде, имеет более древнее происхождение.

Лит.: Конаков 1987, он же 1990.

Вверх
       Ва
       Важ йöз
       Важ календар
       Ва öш
       Ва пыдöс
       Васа
       Василей лун
       Вежа ва
       Вежадыр
       Вежай-вежань
       Вежливец
       Вежöм
       Ветлан
       Виж паськöма морт
       Вир
       Висьöм
       Вожа пу
       Войпель
       Войтöв сайöд
       Войшöрвойся
       Вомидз
       Вор улын кералöм
       Вошйыны
       Вошлы
       Вöвъяслöн молебен
       Вöнь
       Вöр
       Вöрса
       Вöт
       Вуджöр I
       Вуджöр II
       Вундöм

 
  

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.