ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
  
 

Войпель


 

древнее к.-п. божество

В. является единственным, кроме имён богов-демиургов Ен, Омöль (Куль), сохранившимся наименованием божества верхнего уровня языческого пантеона древних пермян. Послание митрополита Симона, отправленное в Пермь в 1501 г., в котором он призывает мирян В.-болвану не молиться и тризн ему не творить, свидетельствует, что ещё в ХVI в. В. был ведущим языческим божеством у к.-п. Исследователи неоднократно обращались к интерпретации образа В., исходя при этом, как правило, из предположения, что в русской записи термин был искажён. Предполагалось, что его буквальный перевод: "северное ухо" или же "ночное ухо" вряд ли мог быть наименованием какого-либо божества. Наиболее распространённой версией его прочтения стало вой тöл "северный ветер". К предполагаемым функциям В. относили власть над северным ветром, пургой, непогодой, покровительство животным и т.д., исходя при этом из чисто умозрительных заключений. В то же время, в к.-п. фольклоре, особенно в легендах о Кудым-Оше, В. упоминается достаточно часто, и объективный анализ этих сведений позволяет частично реконструировать его образ.

О В. в легендах говорится, что это было могущественное божество, благосклонно относящееся к людям. К нему обращались с просьбой беречь людей от болезней, порчи, отводить от них оружие врагов. Изображение В. находилось на священном месте на вершине холма. Оно стояло под могучей берёзой в окружении других богов, среди которых идол В. был самым высоким. Около него стоял котёл для жертвоприношений, в который складывали принесённые в жертву меха и выменянное на них у соседних народов серебро. Со всех сторон идол был обложен камешками и раковинами, принесёнными со всех рек и речушек, где жили люди, поклонявшиеся В. В общественные праздники В. жертвовали скот. Охотники стреляли из луков в священный столб, который стоял рядом с идолом. По к.-п. фольклорным данным, охотники раньше стреляли из луков в священное дерево (в данном случае столб) перед началом промысла для обеспечения удачи в нём. Идол В. описывается как изображение четырёхликой женщины. Ср. четырёхголовость славянского Збручского идола и изображения высшего из богов балтийских славян, Свентовита. В пользу того, что данное описание идола В. соответствует действительному свидетельствует древнепермское культовое литьё, в котором имеется изображение многоликой богини.

В к.-з. языке "пöль" вв. лл. уд. или "пöльö" вс. сохранило значение "дед, дедушка (отец отца)". "Вöрпöль" или "вöр пöльö" (лесной дед) называли лесного духа-хозяина. У к.-п. ещё в начале ХIХ в. существовало утраченное в современном языке слово айпэл в значении "мужчина". Можно предположить замену в русской записи ö на е, т.е. в оригинале "Войпöль" (владыка Севера). В пользу данного вывода говорит и тот факт, что в к.-п. легендах В. называли также и "Вöрпель" (ср. к.-з. "вöрпöль").

Однако, если следовать этой этимологической версии, В. должен однозначно иметь мужскую ипостась, что противоречит фольклорным сведениям о женском облике этого божества. Поэтому имеет смысл поиск другой этимологии имени В. Не исключено, что искажения в написании наименования древнего к.-п. божества в русской записи не было. У вв. к.-з. словосочетание "вой пель" "ночное ухо" и сейчас употребляется в отношении людей с особо острым слухом. Т.о., В. может означать "всеслышащий(-ая), всеведующий(-ая)": один из эпитетов, относящихся к данному божеству, который употреблялся в качестве его эвфемистического наименования. Ср. красочный эпитет, служивший для замены имени высшего божества обских угров Торума: "имеющий уши величиной с лист кувшинки, как уши дикой утки с тонким слухом". Раковины же со всех рек и речушек, находящиеся около идола В., можно семантизировать как символы его ушей (ср. рус. "ушная раковина"), находящихся повсюду, где жили древние пермяне, что и позволяло В. быть всеведающим(-ей).

Лит. Белицер 1958, Гагарин 1978, Жаков 1901, Климов 1964, Лукина 1990, Лыткин, Гуляев 1970, Ожегова 1971, Плосков 1990, Рифтин 1989, Симон 1841.

Н.Д. Конаков

Вверх
       Ва
       Важ йöз
       Важ календар
       Ва öш
       Ва пыдöс
       Васа
       Василей лун
       Вежа ва
       Вежадыр
       Вежай-вежань
       Вежливец
       Вежöм
       Ветлан
       Виж паськöма морт
       Вир
       Висьöм
       Вожа пу
       Войпель
       Войтöв сайöд
       Войшöрвойся
       Вомидз
       Вор улын кералöм
       Вошйыны
       Вошлы
       Вöвъяслöн молебен
       Вöнь
       Вöр
       Вöрса
       Вöт
       Вуджöр I
       Вуджöр II
       Вундöм

 
  

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.