ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
  
 

Кöрт


 

 

Традиционный способ ношения топора коми промысловиками. В данном случае топор рассматривается и как оберег человека

 

Традиционный нож ижемских оленеводов

железо, металл

В первую очередь следует отметить лечебную и магическую роли, которыми наделяется К.. Так к.-з. поили больного из К. доз "железной, металлической посуды". К.-з. и к.п. для лечения болезни (а также для снятия порчи и ускорения тяжёлых родов), лили заговоренную воду на пациента, пуская тоненькой струйкой по лезвию ножа.

Так как К. считали оберегом от нечистой силы, сглаза и порчи, рядом с беззубым ребёнком клали нож, хлеб и соль; взрослые (например, жених и невеста) в ворот рубахи или пояс вшивали иголку без ушка; нож на поясе мужчины считался у уд., печ., иж., вв. к.-з. таким же оберегом, как брусок и клык хищника (см. Вуджöр.); в дверной косяк или ворота к.-з. и к.-п. втыкали иголку без ушка, чтобы в дом не могли проникнуть колдуны или не могли выйти уже вошедшие. Воткнутым в девятый сучок девятого сверху бревна шилом или ножом также можно было "запереть" в избе колдуна. От воздействия нечистой силы в гаданиях или лечении вокруг себя чертили круг ножом и сам нож втыкали на стыке круга. В среде к.-з. встречаются былички о том, как сильный ветер можно утихомирить, бросив против него через левое плечо вывернутой рукой нож или топор. Часто этот сюжет является лишь эпизодом более пространного сюжета о встрече человека с лешим, нечистым, пораненным брошенным предметом во время своего передвижения в виде ветра (смерча). Сильный ветер могли и "рубить" топором или косой. Косой же "косили" внутреннее пространство дома, изгоняя куття войса "святочных духов" на Святки, болезнь или нечистую силу, донимающую хозяев.

К., по представлениям к.-з. и к.-п., служит медиатором между "этим" и "иным" мирами. К.-з. не стригли ногти покойнику, т.к. считалось, что по пути на тот свет ему придётся взбираться на железную гору, где понадобятся К. гыж "железные ногти". В сказочном фольклоре герой (герои) попадают в "иное" царство, находящееся на горе (в яме) с помощью железного якоря, крюка, в подводный мир - через железный столб. Девушка-героиня в поисках жениха истаптывает 3 железных (чугунных) башмака, стирает 3 железных (чугунных) посоха, съедает 3 железные (чугунные) просвирки. По представлениям печ. иж. вв. к.-з., болото, населённое злыми духами, можно перейти, втыкая в землю ножи и топоры.

Железные предметы, по мнению информантов, обладают самостоятельной волей и способны, при неправильном отношении к ним, наносить вред или приносить несчастье, а при правильном, - помогать владельцу. Так, найденные где-либо нож, топор, ножницы и т.д., приносят счастье, если они направлены остриём в сторону от нашедшего, в противном случае "вир кисьтны вермасны" "кровь пролить могут", поэтому такую находку подбирать запрещалось, чтобы "худа не было"; поэтому же подавали нож всегда ручкой вперёд. Нельзя было также дарить ножи, следовало за них брать хотя бы минимальную сумму, чтобы таким образом передать право владения и сделать предмет "послушным" новому хозяину. Существовало множество запретов и предписаний относительно пользования ножом за столом: у вв. к.-з. нож должен был лежать вдоль стола, его нельзя было втыкать в стол, в хлеб; не допускалось есть с ножа, "чтобы в зверя не превратиться". Последний запрет, вероятно, связывался с ролью ножа в оборотничестве: т.к. к.-з. и к.-п. колдун мог превратиться в медведя или волка, кувыркнувшись через пень с воткнутым в него ножом или обойдя вокруг него против солнца. По этой же причине запрещалось брать чужой нож, воткнутый в пень, дерево, землю и т.д. Нож вообще широко применялся в колдовской практике: протыкание следов человека и животных с целью нанесения порчи, вырезание тени, следа и т.д.

В фольклоре эпитет К. чаще всего встречается в сочетании (оппозиции) с другими металлами-эпитетами: К. / золото, К. / медь, К. / серебро, К. / медь/ золото и т.д. Причём, в зависимости от качества самого железа: таш К. (чугун), уклад К. (сталь), емдон (тж), меняется контекстуальное значение. Так, таш К. упоминается в сказочных сюжетах о девушке, которая ищет суженого. Чугунные башмаки, посох, просвирка связаны с идеей тяжести и долготы пути. Часто К. атрибутирует антагониста: Гундыр (его рубашка, телега, гумно), Ёма (её зубы, крючья, корыто, в котором она варит гостей), противник эпического Перы катится в К. колесе. К. символизирует силу, и поэтому является атрибутом богатыря (богатырства): семь братьев-богатырей играют картами из К., едят вилками из К., эпический и сказочный богатырь, перед тем как пуститься в странствие, подбрасывает (сгибает) палку (палицу) весом в 1, 3, 30, 40 пудов, выкованную из К.. И тем не менее оружием богатыря считаются меч-самосек, булатная сабля, и т.д. из облагороженного железа - стали, которые богатырь выбирает перед битвой.

В обрядовой поэзии цепь, в которую "заковывают" невесту в семье жениха, противопоставляется "шёлковому поводу" в родительской семье; "железные оковы" в погребальных плачах - метафора объятий смерти; в похоронной и свадебной причети К. стын, К. стен "железная стена" символизирует прочность дома, крепость семьи. В заговорах К. кыв "железное слово" замыкает несчастья, болезни, порчу, вредительство так же, как железный ключ, у к.-п. К. кыв означает "заговор" вообще. В повседневной речи к.-з. и к.-п. К. является эпитетом твёрдости, силы и прочности: К. ки "железная рука": о сильном, упорном человеке с твёрдым характером, К. сьöлöм "железное сердце": о жёстком, жестоком, К. плеш "железный лоб": об упрямом, твердолобом, К. кымöс "тж", К. яй "железное мясо": о крепком, выносливом, физически терпеливом, К. чиг "тж".

Лит.: Абаев 1949, Ардзинба 1988, Климов 1990, Лыткин, Гуляев 1970, Микушев 1987, Налимов 1907, Рочев 1984, Рочев 1991, Старцев 1929, Уляшев 1993, Уляшев 1994, Уляшев, Уляшев 1997, Fokos-Fuchs 1956, Wichmann 1916, ПМА.

О.И. Уляшев

Вверх
       Кабала
       Кага вайöм
       Кага вузалöм
       Кажитчöм
       Казьтывлöм
       Кай
       Каленик
       Калян
       Кам
       Кама
       Кань
       Керка
       Керöм
       Кикимера
       Ки-кок мурталöм
       Киняув
       Ки пöла
       Кирик-Улита лун
       Кирьян Варьян
       Кодачса Яков
       Кодзувкот вый
       Коз
       Кокля-мокля
       Кок-пöла
       Коктöм Назар
       Колчим
       Корöсь
       Костö
       Кострома
       Кöдзöм
       Кöин
       Кöин сар
       Кöк
       Кöмтöм Мартын
       Кöр
       Кöрт
       Кöрт Айка
       Кöч
       Крештшенне
       Кудым-Ош
       Кулöм
       Кулöма
       Куль
       Куль чунь
       Курöг празьник
       Куття
       Кутш
       Кывтöм
       Кыдз
       Кырныш
       Кыска

 
  

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.