ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
  
 

Кутш


 

орёл

К. - достаточно редкая на территории Коми птица, поэтому, он упоминается в единичных мифах к., и то в одном ряду с хищными птицами, созданными Омöлем. В отличие от широко распространённых в мире (особенно среди жителей гор) образов орла-солнца, орла-царя, орла-богатыря, у к. К. символизирует богатырство и царственность только в сказочном фольклоре, где он нередко называется лэбач сар "царь птиц". В этом, вероятно, прослеживается влияние представлений иранских народов, с которыми предки к. в древности имели тесные культурные контакты.

Сказочные сюжеты к., в которых фигурирует К., известны многим финно-угорским, славянским, тюркским, иранским народам. Среди к.-з. наиболее популярен из них сюжет "Война из-за ячменного зёрнышка", являющийся зачином к большому сказочному повествованию: мышь и воробей, не поделив ячменное зерно, начинают войну зверей и птиц, после которой в живых остаются только медведь с перебитой лапой и К. с перебитым крылом. Орла три года содержит охотник (в вариантах: сын охотника, сын купца), скармливает ему всех домашних птиц, всех овец, всех быков. Трижды пытается пристрелить взятого на содержание "разорителя", но трижды К. просит оставить его в живых. Исцелившийся и окрепший К. пробует силу, с лёту разбивая камень величиной с баню, затем на спине несёт своего спасителя "в орлиное царство" (солнечное ?) к своим сёстрам, чтобы наградить, выдав за него замуж младшую сестру (хозяйку золотого дворца).

В ряде к. сказок К., наряду с ястребом и вороном, называется в числе женихов, сватающихся к одной из трёх сестёр. Существует два варианта развития данного сюжета. В одном из вариантов отец идёт в гости к дочерям; зятья, в том числе и К. угощают тестя. В другом, брат сестёр, в поисках невесты (жены, унесённой Кощеем, Кудряшом), обращается за помощью к зятьям-птицам, которые помогают ему победить врага и вернуть (найти) жену.

Во многих к.-з. сказках герой-богатырь, оставленный спутниками в подземном мире, спасает от Змея (Гундыр) птенцов К., который помогает ему подняться на землю. Во время полёта К. съедает девять (тридцать) бычьих туш, выпивает девять (тридцать) бочонков воды, но чтобы он смог долететь, герою приходится отрезать мясо от икры своей ноги и дать ковш своей крови. К. замечает, что "последний кусок мяса и последний глоток воды были самыми вкусными", и плевком возвращает герою части его тела.

Среди известных к. сказочных текстов имеется три сюжета о волшебном деревянном (железном) К., которого создаёт герой, чтобы добыть красавицу-царевну.

В песенном фольклоре образ К. по сравнению со сказочным несколько снижен: как символ воинской доблести, молодечества и храбрости уступает более популярному варыш (ястреб), а образ мудрой, вещей птицы кырныш (ворон) лишь изредка замещается образом пöрысь К. "старый орёл". При этом, К.-"горевестник" описывается скорее как отрицательный образ.

У к.-з. отношение к К. у к. было двойственное. С одной стороны, в эту птицу запрещали стрелять, разорять её гнездо: удорские верхневычегодские и печорские к.-з. считали, что человек, убивший К., вскоре умрёт сам, а разоритель гнезда К. потеряет дом и ближайших родственников. Известны рассказы о том, что некий охотник подстрелил К., и вернувшись домой неожиданно умер.

С другой стороны, на К., как и на любого другого хищника, к.-з. смотрели как на конкурента, отбивающего добычу у охотников. Вероятно, с этим связано обилие выражений, адресуемых к выжившему из ума старому человеку, который проявляет излишнюю активность, даёт ненужные советы, вмешивается в хозяйственные и семейные дела: пöрысь К. букв. "старый орёл", няр К. букв. "лысый орёл", лысöм К. букв. "облысевший орёл", бордтöм К. "орёл без крыльев".

Лит.: Климов 1991, Лыткин, Гуляев 1970, Микушев, Чисталёв 1993, Осипов 1986, Рочев 1991.

О.И. Уляшев

Вверх
       Кабала
       Кага вайöм
       Кага вузалöм
       Кажитчöм
       Казьтывлöм
       Кай
       Каленик
       Калян
       Кам
       Кама
       Кань
       Керка
       Керöм
       Кикимера
       Ки-кок мурталöм
       Киняув
       Ки пöла
       Кирик-Улита лун
       Кирьян Варьян
       Кодачса Яков
       Кодзувкот вый
       Коз
       Кокля-мокля
       Кок-пöла
       Коктöм Назар
       Колчим
       Корöсь
       Костö
       Кострома
       Кöдзöм
       Кöин
       Кöин сар
       Кöк
       Кöмтöм Мартын
       Кöр
       Кöрт
       Кöрт Айка
       Кöч
       Крештшенне
       Кудым-Ош
       Кулöм
       Кулöма
       Куль
       Куль чунь
       Курöг празьник
       Куття
       Кутш
       Кывтöм
       Кыдз
       Кырныш
       Кыска

 
  

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.