ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
  
 

Петыр Епим


 

колдун

П.Е. - тöдысь "знающий", колдун, персонаж рассказов о колдунах, распространённых у вв. к.-з. Известно несколько сюжетов, связанных с именем П.Е. Так, в широко распространённом в быличках про "хозяев мест" сюжете "если лодка - стой, то и сусло - стой", П.Е. состязается с колдуном из д. Выльгорт и побеждает его, заставив снять заклятие с лодки, заговорив сусло противника. Здесь П.Е. выступает в роли пон бöж кералысь "собачий хвост отрубающего", т.е. "сильного" колдуна, сопровождающего свадьбу из д. Вольдинской в пог. Помоздинский по р. Вычегде.

П.Е., в традиционном ключе староверческих быличек к.-з. и к.-п., предсказывает будущее, связанное с эсхатологическими картинами: "за временной сытостью последуют времена, когда мать у чада будет изо рта хлеб отбирать", "железные птицы будут летать", "железные звери землёй питаться", "мужской чин с бабским сравняется" и т.д. Часто, впрочем, подобные предсказания связывают с Карпом, сыном П.Е.

Один из известных сюжетов про П.Е. связан с состязанием колдунов на охоте, где некий охотник-тöдысь испортил собаку у П.Е., за это П.Е. переложил ему стельку в обуви задом наперёд, вследствие чего, соперник П.Е. вместо того, чтобы обходить охотничьи путики с ловушками, целый день кружил вокруг избушки, не в силах отойти дальше, и, в конце концов, вынужден был обратиться к П.Е. с просьбой исправить положение.

Наиболее любопытными в данном цикле представляются былички о П.Е., как о хозяине места: "П.Е. Вольдинский перевоз "держал": кто по Печорскому тракту проезжал, должны были к нему зайти, чаю попить, рассказать - кто, куда и зачем." Зафиксировано два основных варианта сюжета, связанных с перевозом. В одних вариантах рассказывают о мужике, который, направляясь в сторону Ижмы, переправился через Вольдинский перевоз и предварительно не зашёл к П.Е.. После дневного пути, мужик к вечеру вновь оказался возле перевоза, причём, на той стороне, с которой переправился. По другим вариантам путник ехал с Ижмы в сторону пог. Помоздино и так же, переправившись, не навестил П.Е., несмотря на настоятельные советы перевозчика. Последствия не заставили себя долго ждать: немножко не доезжая до Помоздина, он спустился к Мачека шор "Мачехин ручей", но вместо этого ручья каким-то образом оказался за р. Вычегдой, на той стороне Вольдинского перевоза. Только после того, как путники заходят к П.Е., они благополучно отправляются дальше. Сюжет о "перекидывании через реку" - достаточно редкий в устной несказочной прозе к.-з. и к.-п., чаще встречается "остановка на реке" или "перебрасывание вдоль реки" (см. Петыр Öлексан).

Таким же редким является сюжет о наказании им неудачно пошутивших товарищей из охотничьей артели, которые, собираясь домой, в шутку пригрозили остающемуся на некоторое время П.Е., что переспят с его женой. П.Е. ответил товарищам, что с такими разговорами они не скоро будут дома. И действительно, не дойдя до деревни двух вёрст, в урочище Вöль кумлöс, считающемся гажтöм "нечистым", охотники испугались внезапно поднявшейся бури, которая завалила деревьями дорогу домой. Охотники вернулись к П.Е., извинились и обратно пошли уже с ним. Когда артель дошла до нечистого урочища, поваленные бурей деревья сами стали подниматься, ещё раз напугав шутников.

В отличие от других образов "локального колдуна" в фольклоре к.-з. и к.-п., П.Е. не считается злым колдуном, поэтому с его именем не связаны традиционные для подобного рода текстов сюжеты с убийством колдуна односельчанами или более сильным колдуном. Наказание за нарушение правил подаётся информаторами скорее как причуда или стремление соблюсти порядок. В текстах о П.Е. отсутствует также традиционный мотив "трудной смерти колдуна", поскольку считается, что свою силу он перед смертью успел передать младшему сыну Карпу, который, на верхней Вычегде был известен как старовер-книжник и прославился больше футурологическими предсказаниями, нежели колдовскими причудами.

Лит.: Уляшев 1997, ПМА.

О.И. Уляшев

Вверх
       Паляйка
       Пам
       Паперек коль
       Параскева
       Паськöм
       Пасьтöм ур
       Пач
       Педöр Кирон
       Педöр Öлексан
       Пеж
       Пельтöм
       Пелысь
       Пемöсъяс
       Пера
       Перна
       Петук
       Петыр видз
       Петыр Епим
       Петыр лун
       Петыр Первой
       Пипу морт
       Плакун турун
       Плор-Лавра лун
       Пожöм
       Полюд
       Пон
       Потöсь
       Пöвсин
       Пöжалöм
       Пöкрöв
       Пöлöзнича
       Пöртöм
       Прокопей лун
       Протож
       Пу
       Пу святсi
       Пугачёв
       Пывсьöдчöм
       Пывсян
       Пывсянса
       Пыртöм

 
  

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.