ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
  
 

Мифологическая структура мира


 

Для мифологии к.-з. и к.-п. была характерна универсальная трёхчленная вертикальная структура космоса. В то же время, для традиционного мировоззрения мир средний, мир людей представал как бы обособленным, отгороженным от космического верха и космического низа, а удалившиеся в иные сферы боги-демиурги в земную жизнь больше не вмешивались. Верхний мир, управляемый Еном, по народным представлениям, был такой же как мир средний, но имел более разнообразную растительность и богатый животный мир. Там жили обычные люди, но с людьми земными они не общались. Попасть на небо могли только сказочные герои, но назад они не возвращались. В сказках описывается и другой верхний мир - "птичье (орлиное) царство". Путешествующий туда на спине гигантского орла сказочный герой, возвратившись на землю, обнаруживает, что там иной ход времени, намного медленнее, чем земной.

Описание космического низа, хозяином которого стал у к.-з. Омöль, а у к.-п. Куль, практически отсутствует, представления о нём полностью слились с представлениями о христианском аде. Тем не менее, сохранялись представления о космическом низе в виде нижнего, подземного мира. Считалось, что он такой же, как мир земной, очень плодородный, заселён обычными людьми, только солнце там светит, когда наверху ночь. В подземный мир может попасть тоже только сказочный герой, спустившись по длинной верёвке через отверстие в земле. Внизу герой попадает в мир такой же, как и наверху, но в то же время это мир сказочный, поскольку в нём обитают и чисто сказочные персонажи: могучий карлик с длинной бородой, многоголовые драконы. Возвращается герой на землю обычно на спине огромной птицы, причём, этот путь промаркирован как путь с того света на этот.

Мир подводный воспринимался, скорее, как низ мира среднего, чем как низ космический. Прежде всего, он был намного более доступным, чем мир подземный, и попасть в него могли не только сказочные герои-удальцы, совершающие свой очередной подвиг, но и самые обычные люди, например, девочка-сирота. Представления о подводном мире было двойственным. Сказочный подводный мир был такой же, как мир земной, но жили в нём как обычные люди, так и сказочные персонажи, например, Ёма (аналог русской Бабе Яге). К аномалии сказочного подводного мира относился иной ход времени, так же как в "птичьем царстве", время там шло намного медленнее, чем на земле. С другой стороны, в несказочной прозе в популярном сюжете о посещении рыбаком дома водяного духа-хозяина, под водой живёт лишь он и его семейство, дом у него - обычная крестьянская изба, прочие сказочные атрибуты в быличках не упоминаются.

Вверх
   Космогонические мифы
   Этиологические мифы
   Антроп. и этногон. мифы
   Соционормативная мифология
   Экологические принципы
   Образы низшей мифологии
   Предания и легенды о чуди
   Мифологическая структура мира
   Представления о душе и смерти
   Пережитки древних культов
   Мифология и обрядность
   Христианские образы
   Заимствованные сюжеты
   Колдовской эпос
   Мифологический образ колдуна
   Лечебная магия
   Традиционные детские игры
   Мифология и искусство

 
  

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.