ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
  
 

Смилитöм


 

приворот

Понятием С. у к. обозначаются колдовские действия, направленные на достижение любовных отношений между мужчиной и женщиной. Противоположным по значению понятием - "кидтыны" "преодолеть любовное влечение, разлучить" < кид "дикий, чужой, чуждающийся" - обозначаются колдовские действия, направленные на отвод, отворот, преодоление любовного влечения, либо на провоцирование у влюбленных или супругов чувства неприязни друг к другу. Считается, что отмеченные выше действия может с успехом совершать не только колдун или колдунья, но и любой человек, который страдает от неразделенной любви или преисполнен чувствами ревности и обиды. Для к.-з. были характерны представления о том, что в стремлении поссорить влюбленных на женщину скорее может оказать воздействие другая женщина, соответственно, на мужчину - мужчина.

Согласно традиционным представлениям к., управлять любовными симпатиями человека можно посредством слова, взгляда или определенных действий, открыто обращенных на него, либо тайно направленные на его тень, отражение или на пищу, приготовленную специально для него. Одним из наиболее эффективных способов привораживания считалась совместная трапеза. Не случайно, девушке навыданье советовали остерегаться принимать пищу в чужой семье, где есть неженатые сыновья, поскольку участие гостя в семейной трапезе традиционно рассматривается как временное включение его в структуру семейного коллектива. Считалось, что усадив уговорами молодую девушку за стол в доме родителей предполагаемого жениха и убедив её отведать рыбы, можно не только добится её доброго расположения, но и навсегда оставить в этом доме. К такому приему традиционно обращались родители будущего жениха с целью получить согласие девушки в ходе проведения ритуалов сватовства. У прилузских к.-з. считалось, что помочь в привороте девушки, которая отказывается выходить за немилого сердцу парня, может пришлый со стороны коновал. Чтобы сломить упорство девушки и приворожить её к жениху во время "торгов", коновал садился за стол рядом с ней и незаметно плескал хмельной напиток из своей посуды в её чашку с чаем. По поверьям, девушка, невольно отведавшая колдовского зелья, уже не могла отказать сватам и соглашалась на замужество даже против своей воли. Считается, что "присушить" к себе человека можно и с помощью С. юан "приворотного любовного напитка", приготовленного из высушенных листьев березового веника, которые пристали к собственному телу во время парения в бане. Сравни известную поговорку: "пристал, как банный лист". Желая заинтересовать и увлечь собой любимого человека девушки и парни прибегали и к помощи специально приготовленного магического угощенья. Так, например, брали ломтик хлеба, прятали его у себя на груди - под сердцем, либо подмышкой, и носили его три дня и три ночи. Считалось, что если удасться угостить этим хлебом человека, которого хотят приворожить, то он обязательно почувствует непреодолимую симпатию и любовь к тому, кто носил хлеб у себя на теле. По-поверьям к.-з., способствовать в С. может не только запах потовых выделений ("дух тела"), но и слюна человека. Парни готовили "любовный гостинец" следующим образом - разворачивали конфету, прятали ненадолго себе в рот, а затем снова заворачивали в тот же фантик и угощали ничего не подозревающую любимую девушку. Для совершения приворотного наговора над другими сладостями или продуктами, приготовленными для девушек, молодые парни, как правило, обращались за помощью к тöдысь "знахарю".

У печорских к.-з. девушки, в надежде приворожить парня, держали у себя в доме ведро, к которому замком примыкали кружку. Когда в дом заходил любимый парень, девушка должна была открыть замок, зачерпнуть этой кружкой воду из ведра и предложить милому утолить жажду. Считалось, что парень, испивший воды из такой кружки, непременно должен стать её женихом. У прилузских к.-з. девушки ставили ведро "с водами, закрытыми на замок" на ночь к себе под кровать, в надежде встретиться с милым в своих снах. При этом считалось, что приснившегося избранника можно легко приворожить к себе, если сразу после сна встать, умыться и произнести специальный заговор. В целях ворожбы могли использоваться символические заменители зеркала. Считалось, например, что с помощью так называемого "льняного зеркала" девушка, при желании, может приворожить даже парня, который не обращает на неё никакого внимания и гуляет с другой. Для этого предписывалось совершить следующие действия: взять пучёк стеблей льна, разложит их на лугу по кругу так, чтобы верхушки стеблей были в центре, а корни снаружи, и убедить парня посмотреть в это "зеркало".

В С. доминировали методы тайного воздействия на одежду, следы или имя конкретного человека, которые считались неразрывно связанными с ним и рассматривается как наиболее доступные средства для оказания на него определенного влияния, либо для определения его психологического состояния и намерений. Так, например, считалось, что по следу парня девушка может легко определить любит он её или нет: для этого надо было взять комок земли с его следов и при встрече незаметно бросить у своих ног - если парень наступит на этот комок и превратит в пыль, значит - действительно любит. На Вычегде парни старались приворожить к себе любимую, написав песком, глиной или выложив ивовыми листями имя девушки у себя на груди и оттенив его с помощью солнечного загара. Многочисленные приемы С. были основаны на оказании влияния на любимого человека магическим предметом. У вым. к.-з. считалось, что девушка могла "привязать" к себе парня и его тень, если ей удастся скрепить своё платье и надетую на нем одежду с помощью магической косточки от черной кошки. Известно несколько способов добывания и использования костей лягушки в любовной магии у к.-з. Девушки сушили лягушку или, прищемив её веткой, оставляли на муравейнике. После того, как от лягушки оставались только кости, брали у неё дуговидную кость и при встрече с любимым человеком засовывали ему незаметно в карман пиджака или в шапку. По другим сведениям, необходимо было приготовить две дуговидные косточки. Для этой цели предписывалось следующее: отыскать обязательно двух лягушек - самца и самку; затем опустить их в горшок с дырками, просверленными на дне, и отнести на ближайший муравейник, а через три дня достать искомые косточки. Считалось, что прикоснувшись одной из них к одежде человека можно сделать его расположенным к себе, а другой - оттолкнуть, коль скоро привязанность наскучила.

Традиционные магические методы преодоления любовных связей так же основывались на представлениях о возможности тайного управления симпатиями и чувствами человека через определенное воздействие на его тело и тень. Считалось, например, что девушка, ревновавшая парня к подруге, может поссорить их, подбросив к милому в карман куриный помет или дождевого червя. Действенным в подобных случаях считался и "отвод" глазами - "син вежöм". Желая девушке зла в предстоящем выборе жениха или замужестве подруги могли воздействовать определенным образом и на её жилую среду: например, воткнуть иглу в наличник окна в доме родителей будущей невесты - "чтобы вышла за черта" (окно в данном случае выступает метафорой глаза). В представлениях к. об отворотной любовной магии выделяются приемы, направленные на разрушение любовных отношений между супругами. Так, например, у вычегодских к.-з. считалось, что для провоцирования ссоры между супругами достаточно было взять чулок жены, завязать на нем два узла (символизирующие супругов) и разрубить чулок между узлами. Внести разлад в семью можно было и с помощью горсти сапожных гвоздей, невзначай оставленных или подброшенных в доме. Для того, чтобы погубить обоих супругов, не поддающихся воздействию любовного отворота, брали их нательные кресты, ломали их, а затем связывали вместе льняной нитью и убирали в деревянный пенал, предназначенный для хранения церковных свечей (пенал, в данном случае, выступает метафорой гроба). По традиции, крах добрых супружеских отношений в любой семье объяснялся, как правило, злонамеренными действиями сторонней женщины или близкой родственницы, которые считались способными на колдовство и порчу. Навыки отводной ворожбы представлялись у к. доступными для каждой девушки, но большинство из них никогда не решалось на применение их на практике, поскольку это грозило приобретением дурной славы, а значит и риском навсегда остаться старой девой. Как правило, девушки обращались за помощью к колдунам (для воздействия на парня) или к колдуньям (для воздействия на соперниц).

Большинство приемов С. можно отнести к традиционной технике психотерапии, поскольку осуществление этих символических действий на практике способствовало преодолению состояния психологической нестабильности. Показательны в этом плане традиционные представления о том, что мучительные страдания от неразделенной любви можно снять подобно избавлению от порчи, сглаза или любой другой болезни. Для этого, как правило, обращались за помощью к тöдысь, который снимал "любовную болезнь" с помощью определенных заговоров. По поверьям вычегодских к.-з. девушка могла найти успокоение от страданий в неразделенной любви у обетного креста, установленного на месте, где в прошлом стояла часовня, построенная на "водах источника явления чудотворной иконы Божьей Матери". Совершив пеший путь к этому месту, девушка должна была поставить себе на голову вежа из "священный камень" - белый камень, похожий на круглый хлеб, покоящийся у подножия креста и обойти священное место три раза по солнцу, читая при этом молитву во славу Пресвятой Богородицы, а затем умыться в водах священного источника.

Процесс обсуждения возможности применения тех или иных любовных магических процедур с друзьями, родственниками или людьми, которые считались способными на совершение колдовских действий, не только вселяли в страдающего человека определенную надежду на достижение желанной цели, но и открывали окружающим тайну его любовных устремлений. В рамках сельской общины "тайный язык" любовной магии представлял собой подчеркнуто символический способ выражения личных симпатий и антипатий, и тем самым, объективно, способствовал регулированию семейно-брачных отношений.

Лит.: Браун 1967, Заварин 1870, Климов 1990, Налимов 1908, Сидоров 1924, Старцев 1929, Fokos-Fuchs 1951, Шарапов 1995, Шарапов 1997 в, ПМА.

В.Э. Шарапов

Вверх
       Сарий волос
       Семик
       Серам
       Сёськаса старик
       Сигудöк
       Сийöс пыр лэдзöм
       Син пöла
       Син пöла морт
       Сир I
       Сир II
       Сир ю
       Смилитöм
       Сов
       Соловейöс петкöдöм
       Сороки
       Сретенне
       Степан Пермскöй
       Сур
       Сутшйöдлöм
       Сьöдбöж
       Сьöла
       Сьöла-Пöласа
       Сьыв
       Сырчик
       Сыкчик-кöз
       Сюзь
       Сюра-пеляысь мöс видзысь

 
  

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.