ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
  
 

Тювö


 

колдун

Т. обладал могучим колдовским даром. Ему подчинялась водная стихия. Так, находясь во главе охотничьей артели, Т., чтобы преодолеть волок, заставил две недели идти дождь. Река вышла из берегов, и по большой воде его артель легко перебралось через волок. Находясь под водой и не выходя на поверхность, Т. мог передвигаться на большие расстояния, путешествуя из одного селения в другое. Подобно лесному духу-хозяину он умел "красть дорогу". Однажды по дороге на промысел артель Т. обогнала другая артель, что противоречило нормам охотничьей морали. Т. со своими артельщиками остановился в ближайшей охотничьей избушке, и всё время промысла они проиграли в шахматы. Вторая артель, возвращаясь домой с богатой добычей, переночевала в избушке Т. и дважды трогалась в путь, но возвращалась обратно. На третий раз вожак этой артели попросил отпустить их. Т. отпустил артель, но без добычи и вожака. Затем он зарядил ружье осиновой пулей, выстрелил в лес и велел руководителю второй артели найти ее. Тот пошел её искать и так и не вернулся. Т. обладал и таким уникальным даром, как способность к телепортации. Его артель припозднилась в лесу почти до Рождества, и все охотники заскучали по дому. Т. заметил это и сказал, что пора домой, но нужно поспать в избушке еще одну ночь. Охотники и Т. легли спать, а утром все охотники проснулись в доме у Т.. Там же находилось все их снаряжение и добыча. Выяснилось, что каждому из охотников этой ночью снился одинаковый сон: будто он вылетел из промысловой избушки, влетел через среднее окно в дом Т. и лег спать на печи.

Т. приписывали отсутствие крыс на притоке р. Вишеры, р. Нившера: силой своего колдовства Т. поставил заслон от крыс недалеко от ее устья. Стоит любому судну войти в Нившеру, как его сразу же покидают все крысы. На Нившере действительно нет крыс, современное население объясняет их отсутствие наличием большого количества ядовитых трав, в частности, Марьина корня (пион, Paeonia).

Популярна история о ссоре Т. и сильного местного колдуна по имени Наста Мати (Настин Матвей). Когда этот колдун умер, Т. сказал, что тот попытается этой ночью его погубить, но собака Т., Бадзе, не даст ему перейти поскользкому бревнышку, перекинутому через устье речки, эа которой находилась его изба. Так и случилось: Наста Мати нашёл переход через речку лишь в ее верховьях, а к этому времёни колдовское время кончилось. Когда Т. почувствовал свою смерть, он предупредил жену, чтобы она не оставалась с ним, мертвым, в избе, а ушла ночевать в ближайшее селение. Т. несомнено знал, что сильные колдуны обладают способностью, хотя бы на одну ночь, оживать, и тогда они становятся смертельно опасными для живых людей. Он сам спасся от ожившего Наста Мати лишь с помощью своей собаки. Но его жена в память о пятидесяти прожитых вместе годах, не послушалась Т. и, когда он умер, не оставила его одного на ночь. Она положила мёртвого Т. на лавку, а сама залезла на печь. В полночь у Т. упала на пол нога. Жена решила, что она плохо уложила покойника, слезла с печи и поправила. ногу, но она упала вновь. Т. ожил и стал гоняться за женой. Они долго бегали по лавкам. Наконец, Т. настиг свою жену, успел отгрызть ей ухо, но закричал петух и его время кончилось. Похоронили Т. лицом вниз, "чтобы он вгрызался внутрь земли, а не наружу". В современном к.-з. фольклоре Т. приписывается дар предвидения, в частности, он предсказал появление многих современных технических достижений: железных коней (тракторов), птиц (самолетов), железной паутины (линий электропередач).

Лит.: Рочев 1984, Рочев 1972 б, Сидоров 1928.

Н.Д. Конаков

Вверх
       Тох-тох
       Тöв
       Тöдысь
       Тöлысь
       Троича
       Туз тöдысь
       Тун
       Тунныръяк
       Турун пуктан кад
       Турупайка
       Тусяпу
       Тшыкöдöм
       Тшыкöдчысь
       Тшынöдöм
       Тювö

 
  

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.