ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
 
 

Гадайтчöм


 
 

гадание

Как в воззрениях многих других народов, в традиционном мировоззрении к.-з. и к.-п. зимний солнцеворот воспринимался как явление глобального, космического характера. Это был период одного из главных годовых календарных рубежей, когда происходило сближение иномиров с миром людей, при котором границы между ними становились полупроницаемыми, что несло в себе потенциальную опасность разрушения всего космического порядка. В то же время, при соблюдении определённых предосторожностей и специальных методов, можно было заглянуть в будущее, установить связь "этого" мира с "иными", поэтому на всё время Святок любимым развлечением у молодёжи становились всевозможные Г., особенно увлекались ими девушки.

Наиболее популярным видом Г. у к.-з. и к.-п. молодёжи было слушание на перекрёстке трёх дорог. Перекрекрестье дорог обладает глубокой символикой, отсюда, сделав выбор, по какой дороге отправиться, можно попасть в совершенно разные места, а, следовательно, и твоя жизнь (судьба) может иметь различные варианты. При Г. возникала, однако, и опасность того, что может возникнуть и действительная "дорога" в "иной" мир, в результате чего гадающего утащат к себе его обитатели. Чтобы этого не произошло, существовала целая система оберегов. Повсеместно считалось обязательным, чтобы Г. на перекрёстке происходило в замкнутом кругу. На снег стелили овчину, коровью или лошадиную шкуру и обводили вокруг неё замкнутую линию-круг. При этом следили,чтобы даже маленький краешек шкуры не оказался на линии магического круга, поскольку в этом месте его граница могла оказаться проницаемой для нечистой силы. Чтобы усилить магическую силу круга, его чертили либо палкой с обожжёным концом, либо острым, колющим предметом (ножом, охотничьим копьём). Затем нож (предпочтительно хлебный) втыкали в землю на месте, где замыкалась линия круга. Сев на шкуру внутри круга, клали на голову краюху хлеба, а затем накрывались покрывалом: летним пологом от комаров, куском холста или большим платком, но наиболее надёжным покрывалом считалась скатерть. Особенно действенным оберегом признавалась взятая в круг кошка, на шерсти которой было завязано как можно более узлов: нечистая сила не могла причинить вреда, пока не сумеет развязать все эти узлы. Слушать можно было и в одиночку, и группой из нескольких человек, но их число обязательно должно было быть нечётным (3-5-7). Если слушали в одиночку, то поблизости никому находиться было нельзя. Лучшим временем для слушания на перекрёстке дорог считался период с 11 до 12 часов ночи. Гадающие группой внутри круга брались за мизинцы, т. е. как бы образовывали ещё один внутренний круг.

Если девушке слышался колокольчик или скрип полозьев, её ждала свадьба. При коллективном слушании пытались опеделить, у какого дома скрип полозьев прекратится, там и живёт невеста. О грядущем замужестве свидетельствовали и слышащиеся звуки шагов — "жених идёт", у какого дома он остановится, там и невеста. Если из какого-либо дома слышалось пение, то это означало скорую свадьбу кого-либо из парней, живущих в нём. Вообще, если слышались хорошие звуки: пение, звуки танцев, просто приятные голоса, то это считалось хорошим знаком для всего селения на год. Напротив, если перед каким-либо домом слышался плач, это означало, что там будет несчастье. Если были слышны плач и крики в неопределённом месте, несчастья (болезни, пожары) ожидали многих односельчан. Звуки топора или троекратный стук предвещали покойника — для умершего делают гроб или закалачивают на нём крышку. Вой собак означал, что в скором времени будет пожар. Разговор и хождение лошадей — это перед ссорой.

К страшным Г. относилось и слушание ночью у проруби. Система оберегов (шкура, круг и т.д.) была сходной с Г. на перепутье. К.-п. при Г. в Святки у проруби для пущей безопасности обводили на льду три окружности, одна в другой и брали с собой в круг икону. Такое Г., особенно, если оно происходило в ночь на Крещение, считалось наиболее верным. Слушая у проруби, можно было узнать о самых различных грядущих событиях: где-то строгают доски или вколачивают гвозди — жди смерти, слышен шум и крики — будет пожар, звуки, будто кто-то комки снега ногами разбрасывает — корова пропадёт и т. д. В к.-з. и к.-п. сказках "ворота в подводный мир" находятся и в колодцах, поэтому некоторые слушали свою судьбу, обвязывая сруб колодца верёвкой, т.е. магический, оберегающий круг делался в этом случае не вокруг гадающего, а вокруг самого входа в "иномир". Обеспечить связь с подводным миром и получить святочный прогноз на будущее можно было и проще: с этой целью обвязывали верёвкой кадку с водой.

Опасным признавалось слушание жизни на год в ночь на Васильев день (Новый год), проходившее в нежилом доме. По народным поверьям, нежилые дома заселяла всевозможная нечисть. Именно её вредоносной деятельности приписывался сам факт запустения дома, какие бы действительные причины не вынудили прежних обитателей покинуть его на самом деле. Особенно опасным считалось пребывание в нежилом доме ночью, тем более, в новогоднюю ночь на Святках. Решались на такое лишь самые отчаянные парни. Предварительно сговорившись, 7, 9 или 11 парней собирались ночью так, чтобы их никто не видел, и отправлялись в нежилой дом. Там они садились в круг, взявшись друг с другом за мизинцы. Один из парней изо всех сил держался мизинцем за дверной крюк, чтобы никто не мог открыть дверь. Считалось, что иначе в дом, со свистом и ветром могли ворваться злые духи или же занести в него гроб, причём, гадающие при этом так пугались, что даже теряли рассудок. Затем гадающие обращались к потусторонним силам с просьбой услышать всё, что будет за весь год. Если слышалось спускание досок с крыши дома, то ожидалась чья-нибудь смерть. Звуки посева предвещали урожайный год. Шум строительных работ: строгание, рубка, забивание гвоздей предвещали пожар или разор.

К святочным Г. на год относилось также слушание у овина или у риги. По мифологическим представлениям к.-з. и к.-п., рыныш (овин) имел своего духа-хозяина (рыныш айка), от благорасположения которого во многом зависел успех в хозяйственных делах. У овинов было принято гадать об урожае. Один, три или пять (больше семи было нельзя) человек садились под дверью в овин в очерченный ножом круг, накрывались скатертью и слушали: слышался стук — будет хороший хлеб, хруст — мало хлеба, плач — будет голод.

Существовали и другие виды святочных слушаний. В недостроенном доме, ещё не имеющем крыши нужно было слушать, забравшись на матицу. Повсеместно рано в крещенское утро подслушивали под окнами своей или соседней избы, пытаясь по доносящимся из дома голосам определить свою будущую судьбу. С этой же целью "пололи" снег: набирали его полный подол и подбрасывали вверх, приговаривая: "Беленький снежок, гле мой милый женишок? Там, где он, собачкой залай (или колокольчиком позвени)". После этого слушали: откуда донесётся лай собаки (или звон колокольчика), в ту сторону девушка выйдет замуж. Или же они просеивали через сито мусор, собранный дома с пола, приговаривая: "С которой стороны собака залает, в той стороне и жених живёт".

Считалось, что во время святочных Г. можно было и увидеть будущее, увидеть свою судьбу. У парней было популярно Г. с мнимым покойником. Перед большим зеркалом ставился стол, покрытый скатертью, на него, сняв одежду, ложился один из парней, изображающий покойника. Под головой "покойника" была подушка, а перед головой горела свеча. "Покойник" находился в комнате один, а остальные парни-участники Г. входили в избу поочерёдно. Вошедший в комнату подходил к столу, называл "покойника" по имени и говорил: "Прости и благослови". Лежащий смотрел в зеркало и видел там либо красивое лицо — будет хорошая жизнь в году у вошедшего или же свадьба, либо некрасивое лицо — будет плохая жизнь. Если же в зеркале виделся труп, то участника Г. ожидала скорая смерть. Устраивали Г. с "покойником" перед зеркалом и по-другому. Парня, взявшегося за исполнение роли покойника, раздевали, обмывали, потом обряжали в саван и укладывали в переднем углу комнаты, как настоящего покойника. В руки ему давали горящую свечу, у изголовья ставили зеркало, в котором отражался вход в голбец, а на грудь помещали другое, в котором в свою очередь отражалось отражение в первом. После этого все участники Г. заходили в голбец и находились там, держась за мизинцы. Каждый из них поодиночке выходил из голбца и проходил через избу в сени. "Покойник" в это время внимательно всматривался в его двойное отражение в зеркале на своей груди. Считалось, что при этом можно было увидеть, как кто-то выходит из голбца с гробом, другой — с венцом, третий — с ребёнком и т. д. Существовало поверье, что мнимый покойник во время такого Г. подвергался опасности умереть на самом деле. Для этого достаточно было сказать ему: "Прости-благослови" (т. е. слова как раз обязательные в первом, менее страшном варианте Г. с покойником) или же воткнуть в стену иголку без ушка. Такое же Г. с "покойником"и проходившими мимо него остальными участниками могло проходить и без системы зеркал. В этом случае судьба определялась по выражению лиц парней, появляющихся из голбца.

Девушки во время святочных Г. прежде всего пытались разглядеть в зеркале лицо своего суженого. Во время Г., в нарушение всех общепринятых мер защиты жилья от проникновения потусторонних сил, специально открывали заслонки в печных трубах, двери в сени, на улицу и в голбец. Более смелые девушки гадали не в комнате, а в нежилых помещениях: клети, сеннике или даже в голбце. Девушка с расплетённой косой, с зеркалом в одной руке, зажжёной лучиной в другой спускалась в голбец и находилась там перед зеркалом до тех пор, пока не увидит в нём облик жениха. Или же в нежилом помещении дома устанавливались на небольшом расстоянии друг от друга, одно напротив другого, два зеркала одинаковой величины. Перед тем зеркалом, в которое смотрела гадающая девушка, ставились две зажжёные свечи. Стоя или сидя перед зеркалом, девушка должна была обратиться к потусторонним силам с просьбой показать ей суженого. После этого она была должна, не мигая и не отвлекаясь, пристально смотреть в зеркало. Как только в зеркале появлялось видение жениха, сразу же необходимо было бежать к двери и, выбежав из помещения, где происходило Г., перекрестить её, чтобы нечистая сила не смогла выйти. Если же в зеркале не виделось ничего, то свадьба в этом году не предвиделась. Гадать перед зеркалом полагалось в одиночку, а само Г., хотя и происходило дома, считалось страшным.

Были известны и более простые Г., чтобы увидеть суженого. Для этой цели девушки ставили на тарелку с песком или пеплом стакан с водой и клали в него золотое кольцо. После этого смотрели в изображение кольца в поставленном перед стаканом зеркале (можно было смотреть и просто в кольцо) до тех пор, пока в нём не появлялся облик суженного.

Суженого можно было увидеть и в вещих снах. Для того, чтобы это произошло, полагалось перед сном не молиться Богу, а, напротив, обратиться к потусторонним силам с просьбой показать суженого. Для этой же цели девушки съедали перед сном по ложке или напёрстку соли и муки, запивая таким же количеством воды. После этого они под изголовье клали сделанный из лучинок колодец с маленьким восковым ведром и произносили заговор: "Суженый, ряженый, приходи ко мне воду черпать, приноси мне пить". Завязывали в рукав рубашки чёрного таракана так, чтобы он мог там свободно передвигаться. Этот таракан должен был во сне привести суженого, показать его самого и его состояние. Были и другие поверья о том, как вызвать вещий сон. Клали в коробочку пять тараканов и привязывали её на ночь к большому пальцу правой ноги. Обливали у троих дверей скобы, каждый раз приговаривая: "Лью, полью, у суженого глаза залью; приходи жаловаться". В ночь на Крещение под изголовье клали нож, гребёнку или своё бельё. Запирали сундук, ведро с водой или колодец, а ключ клали под подушку. Приснится, что кто-то приходил за ключом, будет свадьба.

Во время святочных Г. о суженом девушки старались выяснить как можно больше подробностей: возраст жениха и его имя, характер и достаток, место жительства и цвет волос, характер будущей свекрови и т. д. Для этой цели в Г. могли использоваться самые различные предметы и способы. Повсеместно у девушек было принято сыпать вечерами в Святки на снег золу, чтобы утром по следам на ней судить о своих перспективах на замужество. Сыпать золу полагалось в тех местах, которые предпочитались и при других Г. вне дома: в хлеву, около бани, за оградой, на перекрёстке трёх дорог. Сами по себе следы (в некоторых местах их чётное количество) обещали для девушки замужество в этом году. Если следы были оставлены валенками, то считалось, что девушке суждено выйти за старика, если котами (вид кожаной обуви с невысоким голенищем) — за человека среднего возраста, а если сапогами — за молодого. У северных к.-з. следы валенка означали, что жених будет из своего селения, а следы тöбека (меховой обуви) — из другого.

Для того, чтобы узнать имя суженого, три девушки собирались вечером, клали в ручные жернова три иголки без ушек и крутили жернова, стараясь по слышавшимся им звукам угадать имя. В первый день Святок с первым скоромным куском во рту девушки выбегали за ворота и узнавали имя у первого встречного мужчины. С этой же целью девушки выходили на улицу с шаньгой в руке утром в Крещение. Имя первого встречного мужчины должно было быть и именем суженного. Если же первой навстречу попадала женщина, то свадьба в этом году не предвиделась. Чтобы узнать цвет волос у суженого, девушки через сэрöг öшинь (надпечное окно) спускали на верёвочке свой гребень и смотрели утром, есть ли в нём волосы и какого они цвета — такого же цвета будут они у жениха. Вечером перед Васильевым днём (Новым годом) девушки, когда уже стемнело, заходили в хлев, в загон к овцам, и пытались их поймать. Если первой под руку попадалась белая овца — жених будет светловолосый, чёрная — брюнет, овца стриженная — жених будет бедный, овца лохматая — богатый. Для выяснения нрава будущей свекрови девушки устраивали Г. с так называемой ропотухой. В сковороду наливали воду и ставили на огонь, если вода закипала бурно, свекровь будет злая. Или же наливали в сковороду воду, клали в неё камень, а на него немного кудели. Кудель поджигали и накрывали её вместе с камнем горшком. Если вода начинала вбираться в горшок быстро и с шумом, свекровь должна быть злой и сварливой, а если тихо — умной и смирной.

Были и другие виды святочных Г. Практически все они были распространены в прошлом у русских и многих других народов России.

Возобновление массовых Г. происходило после перехода через второй, летний рубеж годового календарного цикла, но они производились лишь в один день — накануне Ивана Купалы, день которого отмечался 24 июня ст. ст. В канун Иванова дня все обязательно парились в бане. Сразу же после бани молодёжь шла на берег реки, там парни и девушки разводили костры и бросали в воду веники, которыми они парились. Загадывали, что если веник утонет, то исполнится желаемое и наоборот. Были и другие приметы: если веник утонет — смерть или какая-нибудь другая беда в этом году; уплывёт вдаль — будет свадьба, радость, весёлая жизнь; прибьёт веник к берегу — не выйти замуж, жизнь без перемен. Гадали с помощью ивановского веника и иначе. Выходя из бани, некоторые вставали к ней спиной и наотмашь бросали веник через плечо. После этого смотрели, куда он упал: попал на крышу бани — к жизни, улетел в сторону леса — заблудиться в чаще, в сторону реки — утонуть. Существовали и другие способы Г. На Выми в с. Серёгове девушки гадали о судьбе, бросая в воду венки из цветов. Этот вид купальских гаданий был очень популярен у восточных славян. В селениях на Печоре девушки гадали накануне Иванова дня, разбрасывая на ржаном поле бумажки с написанными на них мужскими именами. Считалось, что имя будущего мужа будет соответствовать имени, написанному на найденной первой записке.

Лит.: Засодимский 1988, Гагарин, Дукарт 1968, Гагарин, Жеребцов 1968, Дукарт 1975, Дукарт 1978, Жаков 1901, Жилина, Сорвачёва 1971, Заварин 1870/1;5, Конаков 1993, Микушев, Чисталёв 1961, Сидоров 1928, Смирнов 1891, Uotila 1989.

Н.Д. Конаков

Вверх
       Гадайтчöм
       Гажтöм
       Гань Иван
       Глöт
       Гöг
       Гöгинь
       Гöгöра
       Гулень
       Гуна чуд
       Гундыр
       Гыр

 
 

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.