ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
 
 

Кабала


 
 

послание к лесному духу-хозяину

Прежде всего колдун, к которому обратился пострадавший, составлял прошение к лесному духу-хозяину. К. писалась углем на куске бересты. Как правило, колдун был неграмотен и просто наносил справа налево на бересту какие-то непонятные или, может быть, понятные только ему самому значки, произнося вслух текст послания. Произносимый текст был произволен и, невзирая на количество нанесенных значков, обычно весьма пространен. Если колдун хоть мало-мальски владел русским языком и грамотой, он писал послание на бересте, опять же справа налево, буквами в зеркальном отражении (т.е. мир духов представлялся изнаночным по отношению к миру людей). Письменная К. обычно была лаконичной, например, "Молимся тебе, хозяин с Лекуба, отпусти корову домой. За это дадим тебе гостинцев. Если не отпустишь, так пожалуемся выше". Часто ввиду малограмотности колдуна надпись на К. была невразумительной, тем не менее считалось, что вöрса ее поймет.

К. изготовлялась всегда в двух экземплярах, буквы или значки на втором из них выдавливались шилом или гвоздем. Эта К. сжигалась в печи подателем прошения, а послание, написанное углем, передавалось лесному духу-хозяину: колдун и потерпевший отправлялись в лес, в котором исчезла скотина, на перекрестке двух лесных тропок колдун через левое плечо передавал К. своему спутнику, а тот левой рукой клал К. на пень или бросал его в кусты. Иногда К. вешали на сук дерева, а под ней оставляли лешему своеобразный аванс к обещанному в К. приношению за возврат скотины: курево и печеную картошку. Обычно же обещанные дары передавались вöрса лишь в том случае, если хозяину все же удавалось отыскать потерявшуюся скотину, или она сама, проплутав несколько дней по лесу, находила дорогу домой. Они приносились в лес и оставлялись рядом с К. Считалось, что в эту же ночь и принесенные дары, и само прошение бесследно исчезали. Если после подачи К. проходило достаточно много времени, а пропажа не находилась, писали второе послание, а то и третье. Аналогичное обыкновение подносить лесному хозяину угощение (хлеб, яйца, сушеную рыбу, соль, табак), если в лесу пропадала скотина было также у вепсов.

Лит.: Климов 1991, Теплоухов 1895, Янович 1903.

Н.Д. Конаков

Вверх
       Кабала
       Кага вайöм
       Кага вузалöм
       Кажитчöм
       Казьтывлöм
       Кай
       Каленик
       Калян
       Кам
       Кама
       Кань
       Керка
       Керöм
       Кикимера
       Ки-кок мурталöм
       Киняув
       Ки пöла
       Кирик-Улита лун
       Кирьян Варьян
       Кодачса Яков
       Кодзувкот вый
       Коз
       Кокля-мокля
       Кок-пöла
       Коктöм Назар
       Колчим
       Корöсь
       Костö
       Кострома
       Кöдзöм
       Кöин
       Кöин сар
       Кöк
       Кöмтöм Мартын
       Кöр
       Кöрт
       Кöрт Айка
       Кöч
       Крештшенне
       Кудым-Ош
       Кулöм
       Кулöма
       Куль
       Куль чунь
       Курöг празьник
       Куття
       Кутш
       Кывтöм
       Кыдз
       Кырныш
       Кыска

 
 

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.