ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

Омoль


 
 

Н.Д. Конаков © 1999

чёрт, дьявол, сатана

В к.-з. мифологии О. совместно с Еном, который признавался его братом или товарищем, участвовал в сотворении мира. Мнение о его доле участия противоречиво. Согласно некоторым мифам, О. лишь портил по ночам то, что Ен творил днём, а сам создал лишь всяких гадов и вредных насекомых. Птица О.(ворон) мешала голубю, птице Ена, доставать землю. Но гораздо чаще О. предстаёт как равноправный с Еном созидатель, хотя творит он согласно своему характеру. Вместе с Еном О. достаёт со дна морской пучины яйца жизнезарождения, которые уронила туда их мать-утка, и с помощью одного из них создаёт луну. Или же именно О. в облике гагары ныряет по просьбе Ена на морское дно и достаёт песчинки, из которых и создаётся земля. О. сотворил значительно больше животных, чем Ен. Им были созданы хищные звери и птицы, все рыбы, а также лось, олень и заяц, но впоследствии Ен видоизменил этих трёх животных и рыб, после чего они стали считаться его творениями, а людям было разрешено употреблять их в пищу.

В отдельных случаях О. предстаёт более искусным творцом, чем Ен. Так, выступая в роли культурного героя, Ен сделал первую скрипку (сигудöк), но она зазвучала только благодаря помощи О. Или же, Ен изобрёл кузнечество, но научился сваривать железо только после того, как последовал совету О. После окончания борьбы за обладание космическим верхом, в которой О. потерпел поражение, он удалился жить под землю. По одной версии, Ен хитростью заманил О. и всех его духов-помошников в сделанные им глиняные горшки и закопал их в землю. При этом один горшок разбился, и часть духов разбежалась по земле. По другой версии, О., получив от Ена в награду за оказанную ему помощь в изобретении кузнечества власть над душами умерших людей, удалился под землю сам и стал там владыкой ада.

О. как антагонист светлого начала известен лишь у к.-з., у к.-п. в дуалистических космогонических мифах Ену противостоит Куль. В обыденной речи слово О. имеет значение "худой, плохой, слабый". В некоторых вариантах космогонических мифов противником Ена называется "леший" или "лешак", т. е. образ низшей славянской мифологии.

Лит.: Айхенвальд, Петрухин, Хелимский 1982, Лыткин, Гуляев 1970, Налимов 1925, Сидоров Семантика..., Fuchs 1924.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.