ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

Араль


 
 

О.И. Уляшев © 1999

дух-хозяин лесной избушки

Чаще всего образ А. фигурирует в сказках типа рус. "Морозко": мачеха посылает старика отвезти нелюбимую падчерицу в охотничью избушку и оставить там; дочь старика, оставшись одна, готовит еду, угощает мышь (реже — петуха); в полночь приходит А. и предлагает сыграть в горань (жмурки). Падчерице в благодарность за угощение помогает мышь, бегая с серебряным колокольчиком по углам. С криком петуха А. падает оземь и вместо него остаётся груда золота и серебра. Родная дочь старухи, посланная за богатством, отказывается угостить мышь; А. в ходе игры настигает девушку и ударом посоха по лбу убивает. Мотив прихода А. в охотничью избушку в этой сказке близок к мотиву прихода к обидчикам "Медведя на липовой ноге" (Верлиоки). При этом А. описывает свой путь, перечисляет перейдённые им ручьи и реки и напевает: "Иду я, иду, сам я с вершок, борода с веник."

В к.-з. сказках обоих типов ("Морозко" и "Медведь на липовой ноге") образ старика А. (или просто старичка с вершок) чередуется с образом медведя, а в несказочной прозе (быличках) находит параллели в образе лесного духа, лешего, хозяина охотничьей избушки, выгоняющего (наказывающего) охотника или состязающегося с охотником.

В целом, образ А., вероятно восходит к образам карликов-богатырей, распространённым у разных народов, поскольку "старичок с вершок, борода с веник" часто встречается в к.-з. волшебных богатырских сказках: бьёт двух братьев-богатырей, оставленных готовить еду, затем, оставив клок своей бороды на том месте, где его привязал третий богатырь, убегает в подземный мир, где его настигает и убивает сказочный герой, при этом освобождая пленённых красавиц.

Лит.: Плесовский 1956, Рочев 1991.

О.И. Уляшев

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.