ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

Пöлöзнича


 
 

Н.Д. Конаков © 1999

дух-хозяин цветущего ржаного поля

П. у к.-з. и к.-п. преимущественно представляли в виде молодой женщины в одежде и платке зеленого цвета, в соломенных лаптях, с глазами голубого цвета, как васильки. У к.-з. одно из названий этого распространенного полевого сорняка — П. син "глаз П.". В то же время, как свидетельствует вв. наименование полевого духа-хозяина — полудь айка, он мог быть и в мужском обличьи. По представлениям к.-п., полевой дух под наименованием обороника или луншöрика-обороника имел антропозооморфный облик: женщина с развесистыми рогами на голове. Она жила в поле, ночью спала во ржи и помимо охраны посевов занималась розыском деревянных борон, оставленных нерадивыми хозяевами прямо в поле. Найдя борону, "обороника" надевала ее на рога и, осторожно ступая, чтобы не повредить рожь, выносила ее на межу. Если "обороника" показывалась человеку, это считалось благоприятным знаком, сулящим хороший урожай.

В пору цветения ржи у к.-з. и к.-п. действовал ряд запретов, в частности, чтобы не повредить будущему урожаю, воспрещались свист и игра на музыкальных инструментах. Особенно строго воспрещались стирка белья и полоскание его в реке, Считалось, что при нарушении этого запрета П. заболевала, а семью провинившейся женщины ожидал неурожай. Или же, напротив, П. жестоко наказывала провинившуюся. Так, в одной из к.-з. быличек говорится о женщине, которая во время цветения ржи пошла на реку полоскать белье на реку. П., находящаяся в воде обвинила женщину в ее загрязнении и набросилась на провинившуюся. Женщина сумела добежать до дома, постелила на стол скатерть, положила на нее хлеб и стала его резать ножом и только благодаря этому спаслась от П. (скатерть, хлеб и хлебный нож считались у к.-з. и к.-п. наиболее сильными оберегами от нечистой силы). Аналогичная взаимосвязь П. с водной стихией и женскими водяными духами (русалками) отмечена в русской мифологии.

По сведениям исследователя верований к.-з. В.В. Кандинского, уже в конце ХIХ в. взрослым населением Коми края вера в П. была практически утрачена, верили в ее существование только дети. В то же время, по рассказам стариков, в прошлом вера в могущественную силу П. была так велика, что до Ильина дня (начало уборки) никто не смел даже дотронуться до растущей ржи, опасаясь страшного наказания. По их мнению, обидевшись на маловерие в ее существование, П. куда-то ушла, в результате чего резко ухудшилась урожайность.

Представления о П., по всей видимости, появились у к.-з. и к.-п. под русским влиянием.

Лит.: Иванов, Топоров 1965, Кандинский 1889, Климов 1990, Налимов 1907, Налимов 1991.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.