ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

Юртoм морт


 
 

Н.Д. Конаков © 1999

дух

Согласно легенде, некогда на р. Мортъюрва (< морт "человек", юр "голова", ва "река"), левом притоке р. Ылыч, впадающей в р. Печора, который тогда еще был безымянным, промышляли два охотника. Один из них был опытен и очень удачлив, за время промысла его кладовая доверху заполнялась ценной пушниной. Другой был неудачлив и его кладовая стояла пустой. Позавидовав успехам своего напарника, он подстерёг того во время питья воды из реки и отрубил ему голову. Безголовое туловище убийца бросил в реку, а голову в лесную чащу. После этого события темными ночами у реки стал появляться безголовый дух, отыскивающий свою голову.

По другой версии, безголовый дух появился несколько при других обстоятельствах. Однажды зимой на притоке р. Ылыч встретились две охотничьи артели: одна — печорских коми из восьми человек, другая — обских остяков (хантов) такой же численности. Долгое время они мирно охотились вместе. Но в один из вечеров подросток из остяцкой артели проговорился, что его сородичи решили погубить печорцев, чтобы впредь охотиться одним в этих богатых промысловых угодьях. Печорские охотники решили быть впредь настороже. Вскоре один из них, охотясь вместе с остяком, захотел пить и сказал об этом напарнику. Тот достал топор и сделал во льду реки прорубь. Когда печорец наклонился к воде, он тайком обернулся и увидел, что остяк приготовился его убить из лука. Тогда он поднялся и сообщил, что пить раздумал. Раздосадованный неудачей остяк решил напиться сам, нагнулся к проруби, а печорский охотник отрубил ему голову. Вечером печорец сообщил об этом событии своим товарищам, они неожидано напали на остяков и убили их всех, сами потеряв лишь одного человека. С тех пор дух убитого у проруби остяка и стал появляться по ночам, отыскивая свою голову.

Лит.: Волков 1855, Золотилов 1863/93.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.