ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

Кудым Ош


 
 

Н.Д. Конаков © 1999

герой преданий

Об имени К.-О. существует несколько фольклорных версий: он был сильный, как ош (медведь); походил на медведя; его мать Пöвсин "Одноглазая", женщина могучая и обладающая колдовскими способностями, родила сына в результате сожительства с медведем. Согласно наиболее распространённой версии, К.-О. был сыном вождя рода иньвенских к.-п., который одновременно был жрецом-памом (паном), т.е. совмещал функции главы общественной, военной и культовой деятельности своего рода. После того, как отец К.-О. погиб в одном из военных походов, он был избран новым главой рода и получил соответствующие знаки отличия: жезл и четырёхугольное изображение медведя, которое он постоянно носил на груди. Среди родов древних к.-п. род К.-О. был сильнейшим, а среди вождей никто не мог сравниться с ним по силе. Кроме того, К.-О. обладал колдовскими способностями: был неуязвим для топора; смертельно раненный стрелой, до трёх раз мог оживать, прижимаясь полученной раной к земле; был способен вызвать на реке бурю, чтобы отогнать нападавших врагов.

При К.-О., по его настоянию, его городище было перенесено для безопасности из низины на высокий берег реки, в местечко, носящее название "Красная Гора". Там находилось родовое святилище, и его главная жрица Потöсь или, по другой версии, Чикыш (<чикись "коса") пыталась помешать переселению, угрожая гневом божеств. Но К.-О. обратился за советом к Солнцу, и оно подало благоприятный знак. В отличие от своего отца, К.-О. больше прославился не военными походами, а дальними торговыми поездками, из которых он привозил товары, меняя их на пушнину. Кроме того К.-О., выступая в роли культуртрегера, распространял культурные достижения соседних народов, до этого неизвестные древним к.-п., не только среди сородичей, но и по всему к.-п. краю. Так, из одной из своих поездок он привёз семена различных злаков и научил земляков выращивать хлеб. Благодаря ему же у к.-п. появилось железо: К.-О. сам отыскал залежи руды, выплавил из неё железо и изготовил первые железные орудия. С появлением железных орудий к.-п. стали изготавливать долблёные лодки, до того они плавали на плотах.

В цикле преданий о К.-О. доминирует сюжет о его сватовстве и женитьбе на мансийской княжне Костö. К.-О. отправляется сватать княжну по совету колдуньи Потöсь (Чикыш), которая имела тайной целью погубить его, поскольку знала, что никто из отправившихся сватать Костö не вернулся назад. Все они были казнены по приказу мансийского князя, потому что, увидев невесту воочию, отказались от своих намерений. Женихов отпугивало безобразное, мохнатое, более похожее на звериное, чем на человеческое, лицо Костö. На самом деле она была красавицей, но её мать, чтобы дать дочери возможность самой выбрать жениха, мужа, обклеила лицо Костö кусочками телячьей шкуры. Настоящего лица Костö не видел даже её отец. Когда К.-О. вошёл в шатёр, в котором находилась княжна, пред ним предстала девушка с прекрасными глазами, но безобразным лицом. Увидев К.-О. Костö поняла, что это её суженый, она оторвала кусочек шкуры и показала, что под ней нежная белая девичья кожа. К.-О. подтвердил князю своё желание жениться на его дочери. Мать очистила лицо Костö от шкуры. Сыграли свадьбу, а по возвращении К.-О. в родное городище с княжной — вторую.

К.-О. жил очень долго, однажды к нему приходила смерть, но он прогнал её. Наконец, предчувствуя свой конец, собрал всех сородичей и сказал, что сразу после его смерти у него изо рта пойдёт пена, ко всем, кто мизинцем соберёт эту пену, перейдёт часть его богатырской силы. По другой версии, К.-О. прожил 150 лет, а перед смертью велел похоронить себя в долблёном кедровом гробу, опоясанном железными обручами, и сообщил, что когда-нибудь ещё вернётся на эту землю.

Лит.: Климов 1964, Ожегова 1971.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.