ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

Кодачса Яков


 
 

Н.Д. Конаков © 1999

герой-колдун

Свои колдовские способности К.Я. преимущественно использовал при добыче зверей и для лечения людей. Он открыто заявлял, что не верит в Бога, а верит только в своих "друзей-помощников" (духов). Однажды, желая продемонстрировать свою колдовскую силу, К.Я. предложил своей односельчанке сходить в лес и удостовериться, что в находившемся там загоне для скота по его воле соберется не менее двух с половиной сотен лисиц. Женщина сходила и убедилась в его правоте. В быличках о К.Я. особенно популярен сюжет об излечении им охотника, вообще лишившегося глаз. Двоюродные братья Иван и Василий поссорились, выясняя кто из них лучший охотник. Младший брат Иван был колдун. Рассердившись, он взял около часовни горсть земли, бросил ее на середину р. Печоры и произнес заговор, после чего у второго брата вытекли оба глаза.

К.Я. взялся излечить ослепшего Василия. Он велел истопить его баню, привел туда слепца и попросил оставить их одних. Вскоре собравшийся около бани народ увидел, что она вкруговую горит синим пламенем. Помня предупреждение К.Я., никто к бане не подходил близко. Единственную попытку сделал Иван, но его не пустили. Во время лечения он как бы пребывал в двух ипостасях: один Иван спал у себя в избе, а второй пытался проникнуть в баню. Через некоторое время огонь угас, а из бани вышли К.Я. и зрячий Василий. К.Я. сообщил, что глаза Василия находились на дне глубокого омута в Печоре, откуда он их и достал. Умер К.Я. в возрасте 65 лет. Демонстрируя свою неуязвимость, он выстрелил в себя из ружья, но не учел, что с утратой зубов его покинула и колдовская сила. Выстрел оказался смертельным.

Фольклорный образ К.Я. имеет прямые аналоги в образах героев шаманских мифов: наличие духов-помощников, символическое путешествие в иномир во время врачевания, демонстрация своей неуязвимости.

Лит.: ПМА, ПМ ЮГ.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.