ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

Кыска


 
 

Н.Д. Конаков © 1999

колдун

Согласно преданию, когда Стефан крестил верхневычегодских к.-з., он обрел среди новокрещенных ревностную помощницу в лице девушки по имени Ульяна. Проповеди Ульяны в пользу нового вероучения вызвали сильное недовольство могучего печорского туна К., который решил ее наказать. Прибыв на Вычегду, К. подплыл на лодке к селению, где жила Ульяна, сжег там часовню, схватил девушку и, пленившись ее красотой, решил увезти ее с собой на Печору в качестве наложницы. Но связанная и брошенная в лодку Ульяна сумела выброситься за борт и утонула в Вычегде. На месте, где тело Ульяны прибило к берегу, её погребли, а Стефан соорудил там монастырь, названный им Ульяновским. Это же наименование получило возникшее там селение .

После сооружения монастыря Стефан отправился на Печору, чтобы наказать К. за его преступление. Подъезжая на лодке к жилищу К., Стефан увидел, что река перегорожена железными цепями (точно так же перегораживал цепями реку другой верхневычегодский тун Кöрт Айка). Стефан произнес заговор и ударил по цепи крестом, цепь лопнула и затонула. Тогда К. собрал на пути лодки великое множество рыб, которые ее остановили, но Стефан опять же с помощью креста разогнал рыб и высадился на берег. К. заперся в своем доме, который Стефан велел своим спутникам поджечь, но огонь был бессилен против заговоров туна. Наконец, с помощью использованного банного веника К. дом удалось поджечь, тун выскочил в окно и бросился к реке. Помощники Стефана преградили ему путь и зарубили К. ударами топоров наотмашь. На месте гибели К. Стефан выстроил церковь и Троицко-Печорский монастырь.

Сам К. в отличие от большинства других легендарных тунов — соперников Стефана Пермского, увековечивания в топонимике не получил.

Лит.: Доронин 1947.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.