ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

Ошлапей


 
 

Н.Д. Конаков © 1999

колдун

Согласно преданию, О. жил на нижней Вычегде, недалеко от с.Туглим, имел антропозооморфный вид: у него были заячья губа и медвежьи лапы вместо рук. До принятия жителями Туглима христианства он жил в уединенном логове, занимался охотой и не обижал своих соседей. Но когда те крестились, О. стал злейшим врагом неофитов, стал похищать их скот, без причины нападать и убивать людей. Отчаявшиеся туглимцы обратились к Стефану Пермскому с просьбой защитить их от кровожадного туна.

Когда Стефан на лодке с гребцами-помощниками приблизился к логову О., тот продемонстрировал типичные для к.-з. фольклора колдовские способности могучего туна: власть над водной стихией и дар оборотничества. Вначале он, стремясь опрокинуть лодку, вздыбил поверхность Вычегды огромными валами, а, потерпев неудачу попытался сделать это сам, превратившись в огромную щуку. Когда лодка тем не менее причалила у логова О., он превратился в огромного медведя и напал на Стефана и его спутников, продемонстрировав при этом свою неуязвимость. Убили О. с большим трудом. Вначале ранили выстрелом из лука особым образом: нагнувшись и стреляя назад между ног, после чего он принял свой обычный облик, а затем добили, но только после того, как по совету Стефана у колдуна был разрезан нательный пояс. На месте могилы О. впоследствие возникло с. Ошлапье.

В легенде отразились реминисценции действительных событий — борьбы Стефана Пермского во время крещения к.-з. с языческими жрецами, которые со временем приобрели в народном сознании облик могучих колдунов-тунов, противопоставивших себя новокрещенным сородичам. Сюжет о том, что О. был злостным похитителем скота, сближает его с образом Юрка и является, возможно, еще более глубокой реминисценцией некогда происходивших конфликтов между пришлым древнекоми населением, обладающим навыками скотоводства и аборигенными, сугубо промысловыми ванвиздинцами (ванвиздинская археологическая культура IV — X вв. н.э.). Поскольку по своей сути легенда является топонимической можно предположить достаточно позднее ее возникновение.

Лит.: Доронин 1947.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.