Пам |
Н.Д. Конаков © 1999 Под именем П. в "Житии св. Стефана...", древнерусском памятнике агиографической литературы, выступает главный противник Стефана Пермского в его миссионерской деятельности в Коми крае, верховный жрец древних пермян. Епифаний Премудрый, автор "Жития...", говорит о П.: "... некий волхов, чародеевный старец, лукавый мечетник, нарочит кудесник, волхвам начальник, обавникам старейшина... его же древле перьмяне нехрещении чтяху паче всех прочих чаровник, наставника и учителя себе нарицающе его". Слово П. в значении "жрец" встречается в к.-з. песенном и сказочном фольклоре, где П. является владельцем ножа, необходимого для заклания животного, — возможная реминисценция одной из действительных функций языческих жрецов у древних пермян. В к.-п. легендах о Кудым-Оше, говорится, что его отец был П., который предстаёт скорее не как верховный жрец, а как военный вождь. После смерти отца в одном из военных походов П.-ом избирается Кудым-Ош. Он возглавляет сородичей в дальних торговых походах, руководит обороной родового городища, но жрецом также не является. Лит.: Епифаний 1897, Климов 1964. |
|