ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

Тун


 
 

Н.Д. Конаков © 1999

могучие колдуны

В колдовском эпосе, который особенно популярен у к.-з., легенды о Т. в основном подразделяются на два цикла: борьба с Т. Стефана Пермского, в которой он сам предстает в роли Т., еще более могущественного, чем его противники, и единоборства Т. друг с другом. Общей для всех Т. чертой была их неуязвимость для обычного оружия. Они обладали властью над природными стихиями. Так, Т. Паляйка, Тунныръяк, Шыпича могли длительное время находиться под водой, передвигаясь на большие расстояния. По воле Т. Ошлапей и Кöрт-Айка на реке появлялись огромные волны. По воле Т. Мелейка и Паляйка происходили наводнения. Т. Паляйка и жилище Т. Лупарья были неуязвимы для огня и т.д. Ошлапей мог превращаться в медведя и щуку, а Лупарья — в волка, по его приказу на преследователей набрасывались стаи волков и медведей. Он же и Т. Кыска собирали в одном месте столько рыб, что останавливались лодки. Многие легенды о Т. имеют топонимический характер.

Лит.: Доронин 1947, Плесовский 1979, Рочев 1984, Сидоров 1928.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.