ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

Важ йöз


 
 

О.И. Уляшев © 1999

предки, умершие

В.й. — общее название умерших предков, чаще так называют своих, родовых предков, родителей, реже — предков народа в целом или древних людей вообще. Так у к. часто отождествляют В.й. и чудь, как предков-язычников, как мифических первопредков или как доисторическое мифическое население. На Верхней Вычегде иногда отличают рöдительяс (прямых предков до 6-8-го колена) от В.й. (под которыми понимают древнее население конкретной местности вообще). Нередко под В.й. подразумевают первопоселенцев к.-либо деревни, села.

По представлениям к., В.й. после смерти проживают в Мöдаръ югыд (Тот свет), и одновременно незримо присутствуют рядом с живыми потомками, интересуются их делами и выражают своё отношение к делам живых являясь им во сне или проявляя своё присутствие какими-либо знаками: передвиганием посуды, мебели, дуновением ветерка, сквозняков, самопроизвольным открыванием дверей и окон и т.д. Обычно подобные явления воспринимаются к. как предупреждение и трактуются как знак крупных перемен в жизни или знак чьей-либо смерти. "Возле кладбища ехали. И вдруг четыре раза подкинули снег на могилах, будто кто-то снег чистит возле могил. Думаю ещё: кто бы это ночью мог снег чистить, а потом узнали, что возле Нившеры машина перевернулась, четыре человека погибло. Это родители новеньким радовались."

Иногда В.й. появляются в виде животных как во сне, так и в видениях, или за них принимаются реальные животные: собака, кошка, птицы. (См. Урöс.) Считается, что в некоторых случаях можно увидеть В.й. и в человеческом облике. Некоторые из вв. и иж. к.-з. сообщали, что им покровительствуют В.й., появляясь перед покровительствуемым в трудных ситуациях. Чаще всего называют в числе покровителей прямых предков до 4-го колена (прадеда, родителей и др.) или тёток, дядьёв, благосклонностью которых пользовались при их жизни.

Считается, что ай-мам или рöдительяс есть также у каждого вида животных. К ним обращаются с просьбой о ниспослании охотничьей добычи к.-з. перед охотой или при разделке дичи. Так при опаливании в русской печке боровой дичи обычно произносили: "Чишки-поришки, рöдтö-вужтö чуксав, айтö-мамтö чипсав айлöн лэчтуй вылö, айлöн пищаль водзö..." — "Чишки-поришки, род-корень призови, родителей присвисти (примани) на отцовские путики, перед отцовское ружьё..." Считалось, что родители дичи только будут рады встретить своих сородичей на том свете и помогут охотнику при условии, что он уважительно относится к пойманным животным и не оскорбляет их ни словами, ни мыслью, ни делом. Вероятно, в подобных представлениях сохраняются отголоски воззрений о мифологической общности душ людей и животных.

К В.й. принято обращаться за помощью и советом в трудной ситуации, угощать, общаться как с живыми людьми. У к. существует множество обрядовых и бытовых ситуаций, когда считается необходимым поминать и угощать предков-покойников. Особые поминки В.й. на кладбище и дома устраиваются в родительские (обычно субботние) дни, приуроченные к православным праздникам (Пасха, Троица и др.). (См. Казьтывлöм.) На обрядовые совместные трапезы (по случаю окончания жатвы, уборки урожая, охоты и т.д.) обязательно приглашали В.й.. Их звали не только к праздничному столу или обрядовой трапезе, но и к каждому завтраку, к свежему хлебу, к спиртному, к свежему чаю словами: "Вошйöй-сибöдчöй, рöдительяс" — "Приступайте-придвигайтесь, родители". При этом существуют запреты на приглашение к ужину, ночью, в некоторых местах после обеда, т.к. считается, что к вечернему или ночному столу могут придти только заложные покойники и нечистые духи.

На авторитет В.й. у к. принято ссылаться в любой бытовой ситуации, когда требуется принять определённое решение: "В.й. тай шулöмаöсь" — "Старые люди-то говорили"; "В.й. тай тадз вöчлöмаöсь" — "Старые люди-то так делали". В.й. являются олицетворением традиций, собирательным образом хранителей некоего мифологического первопорядка.

Лит.: Климов 1991, Налимов Материалы..., ПМА.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.