ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

Петыр Первой


 
 

О.И. Уляшев © 1999

Петр I

Пётр I, великий царь-реформатор, стал фольклорным героем (преимущественно в исторических и топонимических легендах и преданиях) у многих народов бывшей Российской империи. У к.-з. и к.-п. П.П. является героем одной из бытовых сказок с достаточно простым сюжетом: П.П., находясь на охоте, заблудился в лесу, из которого его вывел встретившийся там мужик, или, по другим вариантам, удалой солдат. Варианты этой сказки, в которых спасителем П.П. является солдат, обязательно содержат в качестве центрального эпизода рассказ об их пребывании в находящемся в глухой чащобе доме разбойников, где они живут со старухой (варианты — старуха с немой служанкой, старуха с женщиной и девушкой). Благодаря смекалке и доблести солдата обитатели разбойничьего притона погибают, а он и П.П. с награбленным ими добром успешно выбираются из леса. Вариант этой сказки, записанный у верхневычегодских к.-з., в значительной мере мифологизирован. Так, старуха, которая одна находится в доме разбойников, когда в него попадают П.П. и солдат, оказывается Ёмой; в голбце дома, т.е. нижней периферии жилого пространства, хранятся трупы — разбойники питаются человечиной; П.П. и солдат отправляются спать на чердак, т.е. верхнюю периферию жилища, именно там солдат по-одному убивает всех разбойников, пытавшихся забраться на чердак, чтобы убить постояльцев. Всех разбойников, а затем и Ёму, солдат убивает, отрубая им головы, ср. именно так убивает сказочный к.-з. герой-богатырь многоголового змея-Гундыр.

В другом, также записанном у вв. к.-з. тексте, П.П. уже сам предстает в качестве одного из центральных героев мифа. Речь идет о нарративном апокрифе о сошествии Иисуса Христа в Ад. Когда Иисус, разделив обитателей ада на праведников и грешников, собрался выводить их на поверхность, П.П. (единственный обитатель ада, названный в апокрифе по имени) попросил: "Иисус Христос, меня тоже возьми !" На что получил ответ: "Ты на земле очень хитрый был, своей хитростью сам отсюда выйдешь". Оказавшись один в опустевшем аду, П.П. аршином начинает измерять его площадь, делая пометки мелом. Заинтересовавшемуся его деятельностью молодому помощнику владыки ада, бесу, П.П. сообщает, что теперь в аду стало много места, и он решил строить церковь. Узнав об этом, владыка ада приказал срочно избавиться от П.П., и того прогнали в рай.

Появление этого фольклорного сюжета, по всей видимости, связано с имевшими хождение в среде к.-з. старообрядцев рукописными апокрифами. Особое отношение к Петру I у староверов сформировалось во многом благодаря его активной деятельности по легализации торговли табаком и курения, во время которой он пренебрегал даже негативным отношением к табаку православной церкви.

Лит.: Голиков 1843, Fokos-Fuchs 1951.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.