Рай |
В.Э. Шарапов © 1999 В традиционном мировоззрении к. образ Р. выступает одной из составляющих представлений об ином мире и аккумулирует в себе дохристианские и христианские верования о посмертном пребывании души человека. Согласно мифологическим представлениям Р., как место посмертного обитания душ праведников, был открыт для людей позже Ада, куда первоначально попадали души всех умерших. В фольклорных текстах выч. и печ. к.-з. рассказывается, что души умерших людей стали обретать вечное успокоение в Р. лишь после того, как Иисус Христос совершил путешествие в Ад и вывел из него души праведников. В мифах к.-з. открытие Р. совпадает с созданием суточного цикла ночь / день, который приходит на смену вечному дню. По поверьям к.-з., путь в Р. лежит через подъем на крутую железную гору. По данным Н. Заварина и В.П. Налимова именно с этими представлениями связана традиция класть в гроб покойного ногти, остриженные им и пропущенные через собственную рубаху при жизни — "с их помощью душа в состоянии будет взойти на райскую гору". Считается, также, что на пути в Р. душа преодолевает двенадцать огненных рек. При этом подчеркивается, что на полпути в Р. — на шестой огненной рекой — души грешников сталкиваются в Ад. Грешникам, находящимся в Аду, виден свет Р., только "словно сквозь игольное ушко". В фольклорных текстах Р. локализуется на небесах и представляет собой замкнутое пространство, поскольку имеет Врата. Согласно поверьям, лишь в период Пасхальной недели и на Вознесенье райские Врата открыты для душ усопших. По этому поводу говорят, что на Пасху Иисус Христос спускается на землю, а на Вознесенье возвращается на небо. К этим дням у к. приурочиваются поминки по всем усопшим в течении года. Считается, что и живые могут увидеть наяву или во сне как на небесах открываются Р. Врата. Однако, переживание такого видения чаще рассматривается как плохая примета — предвестие какого-либо несчастья или приближающейся смерти. В устной традиции к.-з. до настоящего времени бытуют тексты, описывающие путешествие в Р., в ходе которого человеку показывалось (или определялось) место, уготованное ему в ином мире. Характерные для христианской традиции предельно схематичные описания Р. в фольклоре отчасти детализируются. Так, например, считается, что райские птицы — это души умерших младенцев. При этом подчеркивается, что это души крещенных детей, а "некрещеные на том свете слепыми будут и летать не смогут, а будут лишь ползать, собирая плоды под райскими деревьями". Если в фольклорных описаниях Ада актуализируется идея вечных мук и страданий через постоянное переживание обратного хода времени — душа грешного человека сжигается до ячменного зернышка (до величины овечьей бабки), снова вырастает и вновь сжигается, то Р. характеризуется состоянием полного покоя и отсутствием течения времени. По-поверьям печ. к.-з. для попавшего в Р. время навсегда останавливается — "во сколько бы лет человек не умер, пусть даже младенец в люльке, в Р. ему всегда будет 25 лет" (по другим вариантам — 30 лет). Считается также, что попавшему в Р. "не нужна пища и верхняя одежда". Лит.: Заварин 1870, Налимов 1907, Конаков 1997, Шарапов 1996, Fokos-Fuch 1951, ПМА. |
|