ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

Анькытш


 
 

Н.Д. Конаков © 1999

Горох

В основе семантики А. у к., как и у многих других народов, лежала идея плодородия, инспирированная, возможно, фаллической формой стручка А. и нахождением в нем большого количества съедобных семян. В сказочном фольклоре с А. тесно связан мотив чудесного рождения. Например, журавль уронил с неба в передник бездетной вдовы три горошины, она их съела, после чего родила трех сыновей-богатырей. Бездетные старик со старухой, 70-ти лет, сварили суп из найденной горошины. У них родился сын. Согласно к.-з. мифу, медведь был сыном Ена и жил раньше на небе. Однажды он увидел, как на земле какая-то женщина уронила половинку горошины, спустился с неба и съел ее. После чего Ен оставил медведя на земле навсегда. Длинные стебли А. способные самостоятельно подниматься вверх по поставленной рядом подпорке обыгрываются в широко известном мотиве к. "лестница на небо".

Идея путешествия на небо по стеблю А. непосредственно связана с его основной семантикой, идеей плодородия. Сироты, мальчик и девочка, у которых кончилась еда, находят в подполе горошину и делят ее пополам. У брата половинка горошины упала в щель пола, и из нее вырос А. до самого неба. Дети залезли по стеблю А. на небо, увидели там маленькую избушку и зашли в неее. В избушке слепой старик на ручных жерновах молол пшеницу. Дети похищают волшебные жернова, пекущие без муки, и спускаются с ними по стеблю А. на землю. В другом варианте этой сказки в избушке живет слепая Баба-Яга и мелет на ручной меленке горох. Дети похищают у нее гороховую муку.

Лит.: Климов 1991, Ожегова 1989, Старцев 1929, Wichmann 1916.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.