Анькытш |
Н.Д. Конаков © 1999 В основе семантики А. у к., как и у многих других народов, лежала идея плодородия, инспирированная, возможно, фаллической формой стручка А. и нахождением в нем большого количества съедобных семян. В сказочном фольклоре с А. тесно связан мотив чудесного рождения. Например, журавль уронил с неба в передник бездетной вдовы три горошины, она их съела, после чего родила трех сыновей-богатырей. Бездетные старик со старухой, 70-ти лет, сварили суп из найденной горошины. У них родился сын. Согласно к.-з. мифу, медведь был сыном Ена и жил раньше на небе. Однажды он увидел, как на земле какая-то женщина уронила половинку горошины, спустился с неба и съел ее. После чего Ен оставил медведя на земле навсегда. Длинные стебли А. способные самостоятельно подниматься вверх по поставленной рядом подпорке обыгрываются в широко известном мотиве к. "лестница на небо". Идея путешествия на небо по стеблю А. непосредственно связана с его основной семантикой, идеей плодородия. Сироты, мальчик и девочка, у которых кончилась еда, находят в подполе горошину и делят ее пополам. У брата половинка горошины упала в щель пола, и из нее вырос А. до самого неба. Дети залезли по стеблю А. на небо, увидели там маленькую избушку и зашли в неее. В избушке слепой старик на ручных жерновах молол пшеницу. Дети похищают волшебные жернова, пекущие без муки, и спускаются с ними по стеблю А. на землю. В другом варианте этой сказки в избушке живет слепая Баба-Яга и мелет на ручной меленке горох. Дети похищают у нее гороховую муку. Лит.: Климов 1991, Ожегова 1989, Старцев 1929, Wichmann 1916. |
|