ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

Пелысь


 
 

Н.Д. Конаков © 1999

рябина

У к.-з. и к.-п. П. считалась сильным оберегом от воздействия колдовских сил и злых духов. Полагали, что при схватке с колдуном можно было победить, если бить его палкой из П. С помощью пули, выструганной из П., можно было избавиться от лешего. Верхневычегодские к.-з. при строительстве дома сажали П. внутри сруба и ставили рядом с ней берестяной лоток с едой и вином. Если П. приживалась, то будущее дома должно было быть счастливым. Печорские к.-з. посередине возводимого сруба ставили палку из П., её убирали лишь после завершения сруба. Вымские, удорские, верхневычегодские к.-з. очищали и подновляли метлой из П. воду в старых колодцах. Аналогичное отношение к рябине существовало у многих народов Европы и Сибири. Якобы противоречащее этому одно из названий П. — сöспу букв. "нечистое дерево", по всей видимости, означает "дерево погани, нечисти", подразумевая — для защиты от неё.

Лит.: Сидоров 1928, ПМ ДН, ПМ ЮР.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.