Мöс |
П.Ф. Лимеров, Л. Лобанова © 1999 В традиционном мировоззрении коми образ М. наделяется наиболее высоким сакральным статусом по сравнению с другими домашними животными. М. является важной и обязательной частью приданого. По сути, М. является экономической основой новой семьи. Не менее важен и символический аспект дара — с М. связывается идея благополучия семьи: род коров старались поддерживать из поколения в поколение — невеста получала М. в приданное от своей матери, та, в свою очередь, получала М. этого же рода от своей матери и так далее, очевидно, до некоей мифической М.-прародительницы. Непрерывность рода М. коррелирует с идеей непрерывности материнского рода, и эта стабильная трансляция рода во времени как бы обеспечивала стабильное существование семьи. Замена М. своего рода на другую категорически запрещалась, считалось, что с заменой "своей" М. может измениться (испортиться) жизнь всей семьи. Если род М. каким-то образом прерывался, то хозяйка имела право выбрать (купить) себе М., но только один раз в жизни. По представлениям коми, помочь в выборе М. могли умершие. Даром умерших считались так называемые "М. водяных", якобы выходящие изредка из водоема на ближайший луг. Одну из них человек мог поймать, набросив на нее крестик. Считалось, что такая М. будет отличаться высокой удойностью. Важность момента выбора новой М. (теленка) угадывается в комплексе примет, призванных исключить ошибку. Прежде всего, подыскивали М. с хорошей родословной: "Если мать теленка с высокой удойностью, то и теленок будет таким". Будущую удойность М. определяли по ряду характерных признаков: по "молочной жиле" ("У молочной М. молочная жила проходит около пупочной завязки, а не идет от него"); по шерсти ("У коровы с густой шерстью молоко жирное"); по хвосту ("Если у теленка длина хвоста ниже колена, то М. будет удойной"). Аппетит коровы определяется по носу: "Если у теленка нос твердый, а подбородок широкий, то он непривередлив к корму. Если же нос мягкий, а подбородок узкий, то теленок придирчив к корму и мало ест". Хорошей считается М. с "широкой костью". Перечисленное — лишь небольшая часть из огромного множества примет, и это при всем том, что выбор теленка был явлением редким, а взрослых удойных М. старались не продавать вообще, т.к. считалось, что с М. продается благополучие семьи, "плодовитость" рода. Косвенным выражением этого представления надо полагать обычай кражи из хлева во время продажи теленка или М. кусочка навоза, клочка сена и других предметов, для того, чтобы "теленок не заскучал, и чтобы выкупить его полностью". Имеется ввиду, что вместе с этими предметами в хлев переносится часть благополучия рода теленка, которая должна обеспечить его адаптацию к новому месту. Примечательно, что кража подойника или скамейки для дойки ассоциируется с полной кражей благополучия рода, поэтому считается этически недопустимой. Теленка выводит из хлева его бывшая хозяйка и передает поводок новой хозяйке. Считается, что если продавец отводит теленка до хлева покупателя, то теленок будет скучать и не приживется на новом месте. Если же покупатель сам забирает теленка из хлева продавца, то он, якобы, забирает с ним и счастье, благополучие хлева. Поводок передают из рук в руки, причем, руки должны быть не голыми, а в варежках. Приобретению М. сопутствует обряд приобщения ее к новому хлеву. Перед введением в хлев М. останавливают у порога, затем хозяйка трижды обходит вокруг нее по ходу солнца. После этого она снимает с пояса веревку и кладет ее на порог хлева. Переведя через веревку М., хозяйка завязывает узелок и прячет веревку в потаенное место. Эту веревку достают из тайника на первый выгон скота, и тогда этот обряд повторяется. В завершение обряда хозяйка поит М. подсоленной водой и кормит ее хлебом из своих рук. В некоторых деревнях обряд ввода М. в хлев совершал знахарь. Перед порогом хлева он набрасывал на корову поясок, а переступив порог, поочередно подводил ее к каждому углу хлева, осеняя корову иконой и читая молитву. Считалось, что знахарь как бы "знакомит" корову с духом хлева, под патронажем которого в дальнейшем она будет находиться. С момента ввода в хлев устанавливается единоличное право хозяйки на уход и содержание М. Оно выражается как в ежедневных обязанностях по уходу за коровой, так и в годичных обрядах первого выгона и принятия родов. "Право женщины" на корову обусловлено мифологически. Текст мифа гласит, что некогда М. доили мужчины, причем, одной рукой на ладонь другой руки и, затем, пили. Однажды М. исчезла. Поиски мужчин не дали результатов, но хозяйка повстречала в лесу женщину, которая назвала себя хранительницей М. от "нечистой силы" и научила ее правилам обращения с М., а также утвердила ее единоличное право на доение М. и уход за ней. Первый выгон скота приурочивается к теплым дням, к появлению первой зеленой травы. Запрещается проводить выгон в тот день недели, на который в этом году выпало Благовещенье. Утром, после восхода солнца, хозяйка должна спуститься в хлев и посмотреть как лежит М. Если она лежит головой на запад, то это предвещает некоторые неудачи в жизни. Коми-пермяки полагают, что направление головы М. на север означает смерть кого-то из членов семьи. Подоив корову, хозяйка крестит ее вымя и лоб, читая заговор: "Святой Власий, Анастасия, Модест и Харлампий! Господи, благослови М.-матушку от грома-молнии, от злого слова, завистливых глаз, нам на добро". После этого она кладет на порог хлева веревку, использовавшуюся в обряде введения в хлев. Корову погоняют березовым прутиком, приговаривая: "Отпускаю я тебя, матушка, на пастбище. Гуляй хорошо и ежедневно целой и невредимой возвращайся домой". Провожаю корову в общее стадо с молитвой: "Богородице, Дево, радуйся...". За околицей деревни разжигают два костра, между которыми прогоняют все стадо. В ритуальном сценарии деревенской жизни корове некогда была определена роль основного жертвенного животного. В с. Аныб корова-нетель приносилась в жертву в престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы (28 августа). Корова покупалась в складчину или же приводилась кем-либо из сельчан по завету. Жертвоприношение происходило на площади перед церковью. Мясо варилось в общем котле и съедалось прихожанами, шкура отдавалась церковному причту. В с. Богородск аналогичное жертвоприношение на праздник Покрова Богородицы (14 октября) сопровождалось легендой о прибегавшем ранее для жертвы олене. Однажды люди, не дождавшись оленя, принесли в жертву М.-нетель, и с тех пор олень перестал появляться. Нарушение стабильности семейной жизни зачастую выражается в магических действиях колдуний или завистниц, направленных на М.. Сглазить или навести порчу на М. может только женщина, отрицательное воздействие со стороны мужчины фактически равно нулю. Сглазить М. и этим самым непреднамеренно вызвать ее болезнь может любая женщина, не обязательно колдунья. Навести сглаз можно на М., молоко или теленка. Теленок более подвержен сглазу и чаще всего он умирает. Порой достаточно произнести: "А куканьыс!" — "Ну и теленок!". Чтобы исключить сглаз теленка, весть о его рождении держится в тайне. Нередко даже члены семьи узнают о новорожденном теленке через две-четыре недели, по прошествии наиболее опасного периода. Заходить в хлев, где находится новорожденный теленок, следует держа во рту соломинку-вуджöр как оберег от непроизвольного восхищения. Чтобы обезопасить М. и теленка от воздействия нечистой силы, их окуривают дымом от тлеющих мха, щучьих зубов и стружек от порога дома. Излечить сглаз теленка можно, обрызгав его святой водой. Часто сглазу подвергается молоко. В результате оно становится горьковатым на вкус, снижается его жирность. Для предотвращения сглаза запрещается давать молоко кому-либо из чужих людей после заката солнца. Процеживать молоко следует сначала в свою посуду и только затем перелить в чужую. Нельзя процеживать молоко на глазах посторонних. Процеживают его на женской половине избы, огороженной от остальной части. При передаче молока чужим, его необходимо подсолить и перекрестить. Запрещается давать молоко кому-либо до истечения шести недель после родов М. Чтобы предотвратить сглаз М., хозяйка должна каждое утро крестить ей лоб и вымя. При этом читается заговор с перечислением святых покровителей М. Над дверью хлева прибивается рябиновая палка в качестве оберега. Другим видом магического воздействия на М. является преднамеренное наведение на нее порчи профессиональной колдуньей. Колдунья-тшыкöдчысь наводит порчу на молокопроизводящую способность М. через ее молоко. У испорченной М. опухает вымя, и она перестает доиться. Для снятия порчи следует взять щучьи зубы, паутину из трех углов хлева, мусор с порога дома, остатки корма из-под ног М., любой предмет или его часть, принадлежавшие колдунье (волос, ногти, кусочек ткани одежды и т.п.). Затем отрезают у коровы шерсть с крестца, лба и груди, все это поджигают в кадильнице и окуривают дымом корову. При этом хозяйка обходит корову против хода солнца. Знахарка, проводящая обряд снятия порчи, спрашивает: "Кодöс тшынан?" "Кого окуриваешь?". Хозяйка отвечает: "Ки вомидзöс" "Порчу от руки". После совершения обряда хозяйка доит корову. При этом из сосков течет не молоко, а сукровица. Выдоенное хозяйка должна вылить между тремя шестами наотмашь. Колдуньи-керысь могут наводить порчу как на коров, так и на людей, и считаются более сильными профессионально. Керöм наводится вследствие нанесенной хозяйкой М. обиды или оскорбления кому-либо, а также колдуньями-керысь просто по злому умыслу. В.П. Налимов описывает случай, когда женщина-керысь, поругавшись с соседкой, ночью, как только скрылась луна, вырыла три ямки возле хлева соседки, разлила в них молоко ее М., забросала ямки землей и помочилась в них. Эти манипуляции должны были привести к болезни, а затем и к смерти коровы. Можно также сжечь на огне сметану, и от этого вымя М., из молока которой сделана сметана, сохнет, а сама М. немö вошö букв. "переходит в ничто". Керöм считается большим грехом, за который человек жестоко расплачивается на том свете. Однажды некий пастух переводил коров по мосту через реку и встретил женщину, известную в селе как колдунья. Она сказала пастуху: "Если я захочу, то все М. здесь полягут и больше не встанут. Но на старости лет не буду уж такой грех брать на душу". Колдуньи-керысь способны в ночь под Крещение превращаться в дзодзув "ящерицу". Дзодзув имеет облик обнаженного мужчины с хвостом и ушами черта, с раздвоенным змеиным языком. Проникнув в хлев в этом облике, керысь отрезает часть коровьего вымени (сосок). При этом фактически не бывает крови. Но М., вскоре, умирает. Спасти ее можно лишь обнаружив отрезанный кусочек вымени. Его необходимо сразу же занести в дом и бросить в огонь печи. От этого начинает гореть сердце керысь, и она будет вынуждена прийти и вылечить М. В отличие от колдуний-керысь, колдуньи-пель вундалысь "уши отрезающие" могут нанести вред только корове и исключительно в ночь на Великий Четверг. Этой ночью они ходят по деревне в ночных рубашках, распустив волосы, и вооружившись специальными ножницами. Для того чтоб попасть в хлев, пель вундалысь принимает облик мыши или сороки. Она должна отрезать кусочек уха М., при этом кровь также не течет. У испорченной М. пропадает молоко, она сохнет буквально на глазах и вскоре умирает. Излечить М. может только сама колдунья, но лишь в том случае, если хозяйке коровы удастся доказать, что именно она навела порчу. Ремесло пель вундалöм держится в глубокой тайне. Даже муж не знает о том, что жена в Великий Четверг уходит резать М. уши, оставив вместо себя в супружеской постели чурбан. Чтобы защитить М. от порчи в Великий Четверг, на дверях хлева дегтем рисуют кресты, приговаривая: "Господи, благослови и сохрани", а самой М. крестят лоб и вымя. Лит.: Налимов 1908; Сидоров 1928; Лимеров, Лобанова 1996. |
|