ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

Мамонт


 
 

Н.Д. Конаков © 1999

мамонт

В к.-з. мифологии наряду с мифологической версией о том, что водные источники и водоемы были созданы демиургами: Ен создал реки (воды текучие), а Омöль — болота и озера (воды стоячие), существовали представления о творце рек — М.. М. был так тяжел, что проваливался в землю по грудь, и там, где он ходил, появлялись реки и ручьи. В мифе о библейском потопе, записанном в начале этого века, М. представлен как его первопричина: он так много ходил по земле, что вода из созданных им рек залила все вокруг. Далее следует обычный библейский сюжет о Ноевом ковчеге: Ной хотел спасти и М., но тот в ковчег не поместился, утонул, и поэтому все М. исчезли. Уже современные фольклорные записи последних лет добавили подробности о гибели М.: не уместившийся в ковчег М. еще долгое время держался на плаву, но уставшие летать птицы стали садиться ему на "рога" (бивни), и под их тяжестью он утонул.

Утонувший М. переселился под землю. Мезенские к.-з. считали, что не только русла, но и долины рек были созданы М.-ом — это следы его подземных ходов. Его же деятельности они приписывали создание рельефа одного из прежних городищ, через всю площадь которого некогда были проведены рвы, соединяющие долину одного ручья с долиной другого. Мифологические представления о М., как творце рек и реальном подземном или подводном звере широко распространены у различных народов Сибири и Дальнего Востока. Были они известны и северным русским, а также эстонцам. На реальную основу их появления убедительно указывает тот факт, что представления о М.-создателе рельефа древнего городища у мезенских к.-з., появились лишь после того, как вблизи от него были найдены бивни.

Лит.: Рочев 1964, Сидоров 1924, Fuchs 1924.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.