ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

Пасьтöм ур


 
 

Н.Д. Конаков © 1999

заколдованная белка

У к.-з. считалось, что П.у. — творения колдунов, которые запускали их в лес с целью навести порчу на охотников. Охотник, которому попадается П.у., обязательно должен ее убить, хотя она не представляет никакой промысловой ценности. Иначе у охотника "испортится рука", и он навсегда потеряет удачу в промысле. Обычным способом убить П.у. невозможно, для этого следует зарядить ружье хлебной пулей и выстрелить нагнувшись, назад между ног, не целясь. Добыв П.у. охотник заворачивал её в хвою и зарывал в землю. Полагали, что после этого порча переходила на пославшего П.у. колдуна. Существовал и более сложный магический ритуал наказания зловредного колдуна. Охотник брал убитую белку, шел с ней к человеку, которого подозревал в наслании порчи, и спрашивал, он или нет заколдовал эту белку. Если тот не признавался, но при уходе охотника с ним не прощался, вина тöдысь считалась доказанной. Охотник возвращался в лес, клал П.у. на пень и разрубал ее пополам. Затем он срубал три молодые ели, укладывал их макушками на юг, помещал на них разрубленную П.у. и разводил огонь. Пока тушка П.у. сгорала, охотник трижды заряжал ружье холостыми патронами и производил три выстрела, произнося при этом после каждого из них: "Кого стреляешь?" — "Виноватого человека". Считалось, что после этого тöдысь, наславший П.у., заболевал и через три дня умирал.

Реже считалось, что П.у. насылает вöрса (леший) в наказание за какую-либо провинность или из шалости. В такую белку охотник обычно расстреливал весь свой припас и возвращался без добычи. В П.у. могла превратиться и обычная белка, к которой охотник выказал непочтение или которую пожалел. Так, зафиксирована история с верхневычегодским охотником-колдуном, который, перед тем как выстрелить в белку, имел неосторожность сказать: "Конерэй, лыя вед дай усян" "Бедняжка, выстрелю ведь, и упадёшь". В результате чего охотник не только не смог добыть эту белку, но и надолго потерял удачу в промысле. Только после многих попыток магического очищения ему удалось вернуть былую охотничью сноровку.

Лит.: Сидоров 1928, Uotila 1989, ПМ ОУ.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.