ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

Вуджöр II


 
 

В.Э. Шарапов © 1999

оберег

В коми языке понятием В., обозначающим физическую тень человека (см. вуджöр I), объединяется и целый ряд традиционных оберегов человека и его жилища от действия нечистой силы, порчи и болезней. Так, например, при строительстве дома на месте предполагаемых окон и дверей ставят В. из двух перекрещенных палочек, чтобы нечистая сила не смогла проникнуть в новый дом. Когда в доме открывают окна, между рамами укладывают такой же В. Для защиты внутреннего пространства дома от колдунов над входной дверью ставят в качестве В. перевернутые икону или металлический крест, прячут в сенях высушенные челюсти щуки, вешают на стене у входа в дом веточки можжевельника и рябины, втыкают в порог или дверной косяк нож, топор или шило, а под порог укладывают точильный брусок. От порчи воды и продуктов — две сосновые палочки, поставленные крест на крест (или одна палочка поперек) на посуду. Считается, что девушку предохраняет от колдовства иголка без ушка, воткнутая в подол сарафана или прикрепленная с внутренней стороны лифа сарафана. Будущая мать в качестве В. носит вместо пояса рыболовную сеть или тесемку от кальсон супруга. Женским В. так же считаются скатерть и хлеб, как претерпевшие многие страдания при своем "рождении". Для оберега младенца в колыбель кладут спички или ножницы, а на ночь закрывают ребенка подолом сарафана. В качестве В., защищающего ребенка от сглаза используется и соль, которой посыпают ему макушку. Для молодой матери лучшим В. считается частичка плаценты, зашитая в тряпочку и носимая на шее вместе с нательным крестом (вв.). Для предупреждения дурного сна в подушку втыкали как В. иголку без ушка, под подушку укладывали нож или зеркальце и ложились спать с поясом, повязанным по голому телу. Керчемские охотники носили на ремне в качестве В. второй нож. Посеместно у коми эффективными В. считаются режущие металлические инструменты (см. КÖРТ). Ижемские оленеводы и сегодня носят за спиной на поясе медвежий клык (или два клыка) как В. от хищных зверей и болезней. У коми старообрядцев на Печоре В. называют перекладину из кедра, устанавливаемую в гроб над грудью покойного перед его опусканием в могилу. У сыс. и вв. к.-з. на свежевырытую могилу ставят В. из перекрещенных досок, либо оставляют в яме лопату, чтобы до начала похорон "нечисть не смогла занять место". У печ. к.-з. говорят: "В. — это как нательный крест — защита от бесов и нечисти. Поставить В. — это значит освятить. Бог с Иванова дня до дня Ильи тоже ставит В. на все реки и озера, освящает воду, поэтому в эти дни и можно купаться, а в другие нельзя — бес в воду может утащить".

По данным В.П. Налимова и А.С. Сидорова, у к.-з. считалось, что в качестве В. от порчи и болезни может выступить часть тела, физическая тень или имя другого человека (тезки). Так, например, у выч. к.-з. лучшим В. от нечисти для женщины в период сна считалась положенная на нее рука супруга. О вдове у к.-з. говорят: вевт ни вуджöр кольны "ни крыши, ни тени — остаться". Для малолетних детей и сегодня лучшим убежищем от посторонних взглядов считается укрытие в тени подола женского сарафана. Ср. в к.-з. сказке "Господин Иван Сарафанчиков" старый красный сарафан матери служит богатырю плащом, шатром, латами и спасает от смерти. Для снятия порчи и сглаза старались пригласить человека, носящего имя больного человека.

В традиционных представлениях к. В. человека от порчи выступает повседневная одежда в целом и отдельные её элементы (Паськöм). Причем, эффективными оберегами считаются не только элеметы одежды, непосредственно опоясывающие тело человека (как, например, вязанные, тканые и плетенные пояса; головной платок; различные повязки из немытой овечьей шерсти, из лыка и бересты; подол рубахи и т.д.), но и, в частности, стельки обуви. Не случайно, при подготовке свадебного наряда особое внимание обращается на наличие подстилки в обуви у новобрачных. Считается так же, что заблудившийся в лесу может легко найти дорогу домой перевернув наооборот стельки в своей обуви. У к.-з. говорят, что одежда, носимая человеком, так же неразрывно связана с ним как и его физическая тень. Поэтому одежда, наряду с физической тенью и следами человека, рассматривается и как наиболее доступное средство для нанесения порчи на её владельца. О человеке, желающем зла другому, у к.-з. говорят: петан да кок туйтö кералö букв. "выйдешь, так следы твои рубит". Считается, что преднамеренная порча чьей-либо одежды, так же, как нанесение физического вреда реальной тени человека, неминуемо приведет к тяжелой его болезни. Отмеченные представления наглядно представлены в поверье коми о том, что еретника невозможно погубить воздействуя непосредственно на его тело. Считается, что погубить колдуна можно лишь разрезав его нательный пояс (как главный В. колдуна), проткнув следы от его ног, либо разрубив топором физическую тень колдуна.

Одним из главных В. человека, наряду с поясом (вöнь), считался нательный крест (перна). По традиции к.-з., человек лишь накануне ухода в мир иной можно без опасения расстаться со своим главным В., передав его кому-либо из близких родственников "на помин своей души после смерти", наряду с другими своими вещами и одеждой. Примечательно, что люди, получившие вещи "на помин души", некоторыми из них не пользовались, а хранили как память о человеке. Так, например, нательный крест умершего хранили вместе с другими традиционными оберегами в красном углу за иконами.

Лит.: Заварин 1870, Налимов 1908, Налимов 1925, Cидоров 1928, Шарапов 1997б, ПМА.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.