ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

Гöг


 
 

В.Э. Шарапов © 1999

пуп, пупок

Ср. также к.-з. слова гöгöр "кругом, вокруг" c архаической семантикой пуп = центр. Ср. удм. му гогы "пуп земли, земной центр". В традиционной для к.-з. и к.-п. концепции человеческого организма Г. выступает одним из внешних средоточий тела взрослого человека (внутренние центры — сердце и печень). Отметим, что у младенца таким средоточием считается темечко, по виду которого судят о состоянии здоровья ребенка. Вместе с тем у к.-з. и к.-п. существует ряд обрядов, основанных на представлениях о том, что будущее младенца можно предопределить через символическое воздействие на его гöг сюрöс (пуповину). (См.: Гöгинь, Кага вайöм, Пеж, Шыр.) По своему физиологическому статусу Г., так же как и подмышки (Киняув) занимает как бы пограничное положение между внутренними и внешними органами человека. Такая амбивалентность во многом обуславливает и символическое осмысление его функций: согласно поверьям к.-з. общее состояние здоровья человека можно легко определить по характеру "скрипа" в пупе и степени его опущенности. У к.-з. зафиксирован лечебно-диагностический ритуал гöг мурталöм "измерение, правка Г.", в ходе которого тöдысь ставит большой палец правой руки на Г. и совершает вращательные движения по оси Г., слегка надавливая на него и прислушиваясь к "скрипу" и одновременно определяя "глубину" Г.. Если обнаруживаются какие-то отклонения от нормы, тöдысь проводит ритуал выравнивания Г.: на Г. ставится кусочек ржаного хлеба, в который втыкается три зажженные церковные свечи, которые затем накрываются сверху стеклянным стаканом. В результате происходит реальное поднятие области Г.. Аналогичная процедура проводится с целью лечения пупочной грыжи (ыджыд гöг). В народной медицине к.-з. одним из наиболее эффективных методов лекарственного лечения организма человека считается нанесение того или иного снадобья непосредственно на Г. В поверьях к.-з. фрагмент отпавшей и высушенной пуповины младенца считается лучшим оберегом для его матери (см.: Вуджöр). В фольклорных текстах к.-з. и к.-п. Г. выступает метафорой "следа" — см. загадку: гумла вылын чань кок туй "на гумне след от копыта жеребенка". О крепкой дружбе между людьми у к.-з. говорят: гöг сюрöснас öтилаö кöртасьöмаöсь "пуповиной вместе связались".

Лит: КЭСК 1979; Напольских 1995; Налимов 1908; Плесовский 1975; ПМА.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.