ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

Ки-кок мурталöм


 
 

В.Э. Шарапов © 1999

метод излечения болезни

Фактически под этим названием может быть объединен целый комплекс диагностических и лечебно-магических ритуалов, основанных на различных способах измерения тела человека. Представления об активном воздействии процедуры измерения тела на состояние человека нашли отражение в целом ряде поверий и запретов к.-з. и к.-п. В быту у к.-з. до настоящего времени сохраняется запрет на измерение размеров тела живого человека, поскольку считается, что беспричинное совершение этой процедуры может привести к болезни или порче. У к.-з. говорят, что "меряют только покойника, чтобы сделать гроб". Отметим, что в ходе погребального обряда, действительно, изготовляется "мерка" умершего человека (в виде тонкой деревянной рейки, либо нити по росту человека), которая впоследствии укладывается в гроб, либо устанавливается рядом с могильным крестом. В последнем варианте, зафиксированном у уд. к.-з., деревянная мерка осмысляется и как вуджöр умершего. Аналогичные действия совершались при погребении усопших у к.-п.: в гроб, приготовленный для мужчины, клали нитку длиною с его рост, при этом говорили — "вот тебе подруженька, не дожидайся своей старухи", тем самым стараясь оградить живых от беспокойства со стороны усопшего (мерка, вероятно, выступала символическим двойником супруги усопшего). В качестве символической меры усопшего выступает и его нательный пояс, который согласно традиционному погребальному канону укладывается на дне гроба вдоль тела покойного. На похоронах печорских к.-з. для переноски гроба используется специальный покойник потш "покойничий шест", на котором гроб подвешивается с помощью веревок. После захоронения усопшего этот шест приносят в село и хранят до следующих похорон на стене дома в котором живет мастер, занимающийся изготовлением намогильных крестов. В контексте рассматриваемой темы этот шест может быть определен и как единая символическая мера для всех усопших.

Строгое соблюдение запрета на измерение роста детей мотивировалось представлениями о том, что в противном случае можно сглазить ребенка и он заболеет, либо "расти не будет". А.С. Сидоров отмечает, что по этой же причине у к.-з. не было принято интересоваться точным возрастом детей. По поверьям, таким образом у детей можно остановить их нормальное развитие, и тогда они будут жить все время в том состоянии, в каком застанет их эта кража, т.е. не будут прибывать ни в силе, ни в весе, ни в разуме. Как небезопасное "измерение" рассматривалось и перешагивание тела ребенка, лежащего на земле. У к.-з. говорят по этому поводу: через ноги перешагнёшь — ноги расти не будут, через руку — рука, через спину — спина. Отмеченное символическое осмысление процедуры "измерения" и категории "меры" наглядно проявляется в поверьях о магической силе некоторых инструментов, предназначенных для измерения: так, например, согласно материалам В.П. Налимова, одним из лучших оберегов от злого колдуна считались ручные весы — безмен. Любопытная типологическая параллель отмеченным представлениям известна в традиционной культуре эстонцев: ребенка, которого считают подвергнутым сглазу, переодически взвешивали на безмене для снятия действия нечистой силы.

В магии и народной медицине к.-з. и к.-п. различные варианты измерения человеческого тела рассматриваются не только как диагностические процедуры, но и как методы активного воздействия на тело человека с целью изгнания из него болезни, либо снятия порчи. В прошлом веке у к.-п. в случае недомогания человека изготовлялась специальная жертвенная свечка, завитая в спираль. Размер свечки определялялся характером болезни. Если больной испытывал общее недомогание, свечка изготовлялась в рост человека, если болела рука — в длину руки, если голова — в обхват головы. Согласно универсальным для многих народов традиционным представлениям об этиологии заболеваний, причина большинства недугов заключается в нарушении целостности и пропорциональности строения человеческого организма. Не случайно, многие традиционные диагностические процедуры заключаются в определении теми или иными способами степени симметричности различных органов человеческого тела. Показательно, в этом плане и традиционная для к.-з. характеристика здорового человека — дзоньвидза "целый, невредимый", букв. "целость сохраняющий". Необходимость поддержения отмеченной целостности подчеркивается и в поверии к.-з. о том, что даже отрубленный в результате несчастного случая палец, впоследствии, следует постоянно носить с собой в качестве вуджöр.

Нередко, для проведения диагностических измерительных процедур тöдысь изготовлял специальную, индивидуальную для каждого человека, мерку. Так, например, при совершении обряда юр мурталöм "измерение головы" тöдысь использовал бечевку, отрезок холста или нить, которые накладывал вокруг головы больного и делал на мерке несколько пометок угольком на уровне висков, лба и затылка. По полученным пометкам определялась степень смещения черепных костей — предполагаемой причины сильной головной боли, головокружения, рвоты. После этого, при необходимости, тöдысь правил голову больного, обхватив её руками, дёргая за концы намотанного на голову платка, либо с помощью сита, которое больной держал зубами. Если выяснялось, что человек действительно был болен, то после завершения лечебного обряда мерка обязательно сжигалась в печи.

По фольклорным и этнографическим данным у к.-з. и к.-п. известно несколько вариантов обряда К.-к.м., который проводился с целью снятия порчи. Чаще всего этот обряд совершался над малолетними детьми с целью определения и снятия сглаза, вызванного дурным словом (вомидз). Взрослый укладывал ребенка себе на колени и языком определял вкус пота на его темени — "если соленый, значит ребенок болен". В этом случае ребенка укладывали на живот и поочередно несколько раз соединяли ему за спиной правую руку с пяткой левой ноги и, соответственно, левую руку с пяткой правой ноги. После совершения этих действий делали плевок между ног больного ребенка и произносили заговор: "уходи по ту сторону моря, Курьи-Марьи, где не бывает носящий крест". Как правило, проведение К.-к.м. над взрослым человеком, который считался испорченным, осуществлялось обязательно в бане и сопровождалось другими банными процедурами (пывсьöдчöм). Считалось, что в ходе процедуры К.-к.м. можно определить подлинную причину недуга: если больному человеку без особых усилий удавалось дотянуться за своей спиной пальцами левой руки до правой пятки и пальцами правой руки до левой пятки, значит причина недомогания не вомидз, а другая болезнь.

В настоящее время К.-к.м. проводится родителями над малолетними детьми как один из вариантов традиционного тетешканья. Вместе с тем, повсеместно бытует мнение, что эта процедура имеет и большое профилактическое значение в поддержании нормального развития младенца.

Лит.: Налимов 1908; Сидоров 1928; Смирнов 1891; Янович 1903; ПМА; ПМ ОУ.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.