ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

Орт


 
 

П.Ф. Лимеров © 1999

одна из душ человека

О. — душа-тень, двойник человека. О. появляется у человека в момент его рождения и сопутствует ему до самой смерти. По отношению к лов, внутренней, обеспечивающей жизнедеятельность организма, О. находится вне тела. В течение всей жизни О. невидимо сопровождает человека вплоть до его смертного часа и дает знак о приближении смерти близким человека или ему самому. Знаком смерти может быть видимость О. — он является родственникам человека, которому предстоит умереть. Видимый О. — это сам человек, в своей смертной ипостаси, поэтому нередко он показывает, каким образом произойдет смерть: если человек должен застрелиться, то его О. показывается стреляющимся, при этом свидетели якобы слышат хлопок выстрела. Часто видимый О. просто занимается обычными делами человека: колет дрова, качает колыбель, прядет и т.п. О. может быть опасен для наблюдателя. К примеру, если долго смотреть на О. в образе прядущей женщины, то он способен проткнуть глаз веретеном .

Облик О. необязательно повторяет своего двойника-человека. Известны случаи явлений О. в образе попа, женщины в желтом платье, синенького огонька. О. может быть невидим, в этом случае знак смерти подается в виде какого-либо акустического сигнала. П.А. Сорокин пишет об О. охотника, который появляется возле избушки раньше своего двойника-человека. Артельщики слышат, как кто-то подошел к избушке, снял лыжи, стоит возле двери, но не входит. Через некоторое время после этого к избушке подходит один из охотников. Считается, что до его прихода возле избушки был его О., поэтому сам охотник должен вскоре умереть. О. умирающего вдали от дома человека возвращается на родину и дает знак родственникам о предстоящей смерти. В этом случае родственники слышат как хлопает дверь, звук шагов. Знаками О. могут быть шум на чердаке или в голбце, стук в двери, жужжание веретена, звяканье тарелок на посудной полке и т.п. О. роняет на пол чьи- либо вещи, и это может восприниматься как знак предстоящей смерти того, кому принадлежит вещь. Невидимость О. коррелирует с представлениями об О. чепöль "щипках О.", самопроизвольно появляющихся синяках на теле кого-либо из родственников близкого к смерти человека. Считается, что щиплет до синяков О. человека, который должен умереть. Парные щипки указывают на количество предстоящих смертей: сколько пар — столько будет покойников.

По сведениям начала века, О. мог появиться в облике птицы, однако современными материалами этот тезис не подтверждается. Зооморфные ипостаси более характерны для Урöс, урэс (души-двойника в ижемской традиции). Урэс может принимать вид птиц (куропатка, тетерев, ястреб, ворон) или мелких животных (белка, заяц). Лесная птица влетает в окно дома или садится на крышу дома, лесной зверь забегает во двор или пробегает вблизи дома, в котором живет человек-двойник. На средней Печоре и верхней Вычегде урэс в своих зооморфных ипостасях выполняет функции вестника смерти, тогда как душа-двойник называется печ. душенька, вв. О.

Появление О. может и не предвещать смерть. По представлениям вишерских коми, О. приходит раньше самого человека, если его очень сильно ждут. В таком случае ожидающие слышат голоса тех, кто должен придти задолго до их появления. Существует также представление, что О. счастливого человека ходит впереди него. В.П. Налимов отмечает случай явления О. своему двойнику. Человек должен был поймать своего О., который после этого наградил бы его богатством. О. покойника становится опасным, если кто-либо пройдет под гробом усопшего. О. умершего человека "привязывается" к нему и всюду за ним следует. Чтобы избавиться от чужого О. советуют снова пройти под гробом умершего.

После смерти человека О. обретает видимость, а также полностью отождествляется с личностью усопшего двойника. В частности, на это указывает ритуальная формула "Мед кылзас О. пельнас" "Пусть слушает ушами О.-а", которую произносят перед исполнением похоронных причитаний. В течение сорока дней О. должен обойти те места, где при жизни бывал усопший. После этого О., по одним сведениям, превращается в камень, по другим — уходит в могилу, в которой похоронено тело усопшего, по третьим — исчезает неведомо куда.

Соотнесенность с представлениями о смерти наделяет понятие О. значениями "недостаточности, болезненности". Ср. О. кодь омöль "худой как О."; О. бедь кодь "худой как палка О."; урöс "хилый, неопрятный"; урöсмыны "захиреть". Понятие урöс может употребляться в значениях "несчастье, сглаз": урсавны "сглазить". Урöс на Удоре называют подмененного ребенка (см. Вежöм). Иногда признак "недостаточности" проявляется в самом облике О., в этом случае сама "недостаточность" является знаком смерти. Так, появление юртöм О. "О. без головы" предопределяет смерть человека, тогда как просто видение О. (целиком) расценивается лишь как извещение о смерти или несчастье, которых можно избежать.

Лит.: Лимеров 1995, Налимов 1907, Рочев, 1984, Сорокин 1910, Терюков 1979, ПМ ОУ.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.