Рöм |
О.И. Уляшев © 1999 Р. — класс знаков, участвующих наряду с числовым, геометрическим и проч. кодами, в описании мифологической модели мира к.. Универсальное значение имеет разделение на. холодные / тёплые, чистые / смешанные, светлые / темные Р.. Согласно мифам творения к., из серого хаоса (нуль-цвета) вначале выделяются свет и тьма, белое и черное, маркирующие близнечную пару демиургов (к.-з. Ен и Омöль, к.-п. Ен и Куль). Во взаимодействии противоположных начал света и тьмы, Ена и Омöля (Куля), возникает сумречный свет среднего мира, в котором происходит дальнейшее выделение из хаоса второго уровня чистых Р., обладающих семиотическим статусом и связанных с горизонтальной ориентацией: красный — юг, желтый — восток, синий — север, серый (нуль-цвет) — запад. Р. запада указывает на хаос третьего уровня — врата в мир мертвых. Наряду с горизонтальными оппозициями чистых Р. сохраняется тяготение желтого к верху и белому, синего — к низу и черному. В мифологических рассказах о черном, белом и красном конях, поочерёдно поддерживающих мир, усматривается и временной аспект: черное связывается с мифологическим временем, прошлым, красное — с историческом временем, настоящим, белое — с будущим, при этом семантика черного и белого часто смыкается согласно идеям цикличности мифологического времени. На физиологическом уровне Р. связывался с человеческими выделениями и органами, средоточиями определенных чувств и эмоций: белый — слюна, очищение, избавленье от скверны и сглаза; черный — фекалии, анус; желтый — желчь, урина, желчный пузырь, ненависть; синий — семя, мужские гениталии; красный — кровь, печень, любовь, жизненные силы. В несказочной прозе мифологического характера образы низшей демонологии аттрибутируются хроматическими наборами, связанными с характеристиками стихий и иного мира: водяной — черный, белый, синий (вода живая — белая, вода мертвая — черная); домовой — синий, красный, чёрный, серый (дым и огонь очага, кровное родство); леший — черный, синий (чужой мир, синий ельник) и т.д. В дендрарном мифологическом коде большое значение придавалось хроматическим характеристикам деревьев: береза (белый, золотой) — рождение, возрождение, детство; сосна (красный, золотой) — жизнь, зрелость; ель (синий, черный) — смерть, старость. То же касается зоологического и орнитологического кодов: пестрые животные и птицы представлялись маргинальными, красные были связаны с огнем и движением, белые — с принадлежностью к верху (лебедь — птица Ена, и т.д.), черные — к низу (гагара, ворон — птицы Омöля). Мифологический хроматизм находит отражение и и обрядовой сфере, тесно связанной с фольклорными метафорами, образами, а также внешней, предметной атрибутикой. Так, в похоронных причитаниях образ идеального сородича, покойника, связывается с чистотой белого, царственностью (солярностью) золотого и ставится в оппозицию чёрному образу медведя-смерти. Отношения покойник-живые-смерть выражалось колористически как белое-красное-чёрное. В свадебной поэзии род жениха и род невесты относятся друг к другу как чёрное / белое, синее / красно-жёлтое. Мифологический хроматизм находит отражение и в традиционной одежде, что проявляется в предпочтительности определенных тонов в зависимости от времени года, пола и возраста. Повседневная одежда к. была более тусклых, серых тонов ("серые будни"), нежели праздничная, поражавшая буйством красок, что объясняется не только прагматическими соображениями. Белая одежда считалась в обыденной жизни бедной, что не мешало её сакрализации в обрядах, свяэанных с поминанием предков, полевыми работами, свадьбой и похоронами. Белая одежда считалась также одеждой младенцев и покойников (до 20 гг. XX в.). В отличие от мифологических текстов, в текстильных и художественных промыслах к. встречается 14 Р. (включая белый и чёрный), а хроматическая терминология в коми языках включает более 200 наименований Р., что позволяет выделять семантически важные Р. в отдельную группу. Лит.: Грибова 1964, она же 1975, Налимов 1907, Сидоров 1928, Уляшев 1992, Уляшев 1993, Уляшев, Шарапов 1995, Шарапов 1992. |
|