ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

Благoвештшенньö лун


 
 

Н.Д. Конаков © 1999

Благовещение пресвятой Богородицы, 25 марта ст. ст.

Как и у русских, у к. Б.л. знаменовал собою окончательную победу весны над зимою. К этому дню заканчивали весеннюю пушную охоту и возвращались домой с добычей промысловики. Крестьянам полагалось к Б.л. закончить возку сена. В Б.л. воспрещалась любая работа. Если у ребёнка отрывалась пуговица, то матери разрешалось лишь слегка закрепить её, а вечером отпороть обратно и пришить по-настоящему лишь на следующий день. У обских к.-з. девушки в Б.л. даже не заплетали косы. Яйцо, снесённое курицей в этот день, было необходимо выбросить. Существовало поверье, что у того, кто будет работать в Б.л., непременно отсохнет рука. В другом поверье говорится, что кукушка в Б.л. свила себе гнездо и потому навсегда осталась бездомной. Не полагалось в этот день и надевать новую одежду, старая же одежда предпочиталась чёрного цвета. Аналогичные поверья и запреты были и у русских.

У к.-з. переселенцев на р. Обь в с.Мужи оленеводы жертвовали в Б.л. церкви живого оленя, которого священник перепродавал местным жителям, а те его закалывали, варили мясо и коллективно съедали.

С Б.л. начиналась активная подготовка к весенне-летним сельскохозяйственным работам. Ближайшей временной вехой в годовом хозяйственном цикле был Егорьев день (Ёгорей лун), поэтому эти два дня связаны приметой: "Если в Б.л. снег на крышах, то на Егория снег ещё в поле". Если до 25 марта ст. ст. ласточки ещё не прилетели, то ожидалась холодная весна. Гроза в Б.л. сулила тёплое лето и хороший урожай.

Лит.: Жилина, Сорвачёва 1971, Конаков 1993, Кудряшова 1993, Плесовский 1986, Сахаров 1989.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.