Благoвештшенньö лун |
Н.Д. Конаков © 1999 Как и у русских, у к. Б.л. знаменовал собою окончательную победу весны над зимою. К этому дню заканчивали весеннюю пушную охоту и возвращались домой с добычей промысловики. Крестьянам полагалось к Б.л. закончить возку сена. В Б.л. воспрещалась любая работа. Если у ребёнка отрывалась пуговица, то матери разрешалось лишь слегка закрепить её, а вечером отпороть обратно и пришить по-настоящему лишь на следующий день. У обских к.-з. девушки в Б.л. даже не заплетали косы. Яйцо, снесённое курицей в этот день, было необходимо выбросить. Существовало поверье, что у того, кто будет работать в Б.л., непременно отсохнет рука. В другом поверье говорится, что кукушка в Б.л. свила себе гнездо и потому навсегда осталась бездомной. Не полагалось в этот день и надевать новую одежду, старая же одежда предпочиталась чёрного цвета. Аналогичные поверья и запреты были и у русских. У к.-з. переселенцев на р. Обь в с.Мужи оленеводы жертвовали в Б.л. церкви живого оленя, которого священник перепродавал местным жителям, а те его закалывали, варили мясо и коллективно съедали. С Б.л. начиналась активная подготовка к весенне-летним сельскохозяйственным работам. Ближайшей временной вехой в годовом хозяйственном цикле был Егорьев день (Ёгорей лун), поэтому эти два дня связаны приметой: "Если в Б.л. снег на крышах, то на Егория снег ещё в поле". Если до 25 марта ст. ст. ласточки ещё не прилетели, то ожидалась холодная весна. Гроза в Б.л. сулила тёплое лето и хороший урожай. Лит.: Жилина, Сорвачёва 1971, Конаков 1993, Кудряшова 1993, Плесовский 1986, Сахаров 1989. |
|