ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

Богородича лун


 
 

Н.Д. Конаков © 1999

Рождество Персвятой Богородицы, 8 сентября ст. ст.

Б.л. относится к двунадесятым христианским праздникам. В этот день в к. селениях женщины устраивали себе праздничный обед из собранных вскладчину продуктов, потом играли в "Круг", водили хороводы, ходили с песнями по улицам. Молодёжь на верхней Вычегде собиралась в лесу и варила там селянку, картофельную кашу с яйцами, маслом и молоком. Особенно красочно проходило празднование Б.л. в к.-з. с.Богородск, где этот праздник был престольным, а на него стекался народ со всей округи. Согласно легенде, в давние времена было чудесное явление иконы Божьей Матери, в честь которого было установлено совершать у церкви в с.Богородск ежегодное жертвоприношение. И каждый раз, когда нужно было совершить обряд жертвоприношения, рано утром к церкви прибегал олень, красивый и тучный. Случалось, что иногда олень опаздывал, тогда и богослужение не начиналось до его прихода. Но впоследствии в каждый год стали замечать несвоевременное явление оленя и его чрезвычайную усталость и худощавость. Всё это стали объяснять ослаблением веры и умножением грехов в народе. Наконец, в один год прихода чудесного оленя ждали особенно долго и, разуверившись в его появлении, принесли жертву из домашнего скота. Вдруг после богослужения прибежал олень и, увидев, что жертва уже принесена, тут же упал мёртвым. С тех пор таинственный олень более не являлся. Аналогичные легенды о прибегающем жертвенном олене были известны в с.с. Глотово, Пысса Удорского р-на, и распространены по всему Русскому Северу.

У охотников с Б.л., т. е., собственно говоря, после осеннего равноденствия, начиналась массовая охота на боровую дичь в ближних охотничьих угодьях. Перед выходом на охоту ижемские промысловики собирали "Богородскую траву" (живучка — трава семейства губоцветных) и клали её на горячие угли в особую плошку, а затем окуривали себя, стоя на пороге сеней. После окуривания переступали порог и отправлялись в путь. В некоторых местах перед отправлением на осеннюю охоту совершался также обряд коллективного жертвоприношения. Так, в печорской деревне Визябож в конце ХIХ в. все охотники и их сородичи собирались ранним утром перед церковью. После полуторачасовой обедни они выходили на площадь, где устанавливался большой стол, на который укладывали зарезанную овцу. Мясо делили на три части: священнику, на продажу в пользу церкви и для коллективной трапезы. Когда мясо было сварено и освящено, все садились на половики, постеленные на землю, и начинали его есть, запивая домашним пивом (сур). На охоту промысловики отправлялись утром следующего дня.

Лит.: Гагарин, Дукарт 1968, Круглов 1875, Попов 1848, Сидоров 1928.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.