ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

Ёгорей лун


 
 

Н.Д. Конаков © 1999

Егорьев день, день Георгия Победоносца, 23 апреля ст. ст.

Как и у русских, Ё.л. у к.-з. и к.-п. был посвящён домашнему скоту. Считалось, что лошади в этот день являются именниницами, с Ё.л. можно было выпускать домашний скот на подножный корм. Выгон скота был очень важным событием в жизни северного крестьянства, поскольку снимал постоянную заботу о том, что может не хватить запасов заготовленного на зиму корма. Часто так и происходило, если весна оказывалась поздней и затяжной.

На р.Вымь в Ё.л. весь домашний скот приводили к церкви. Около неё зажигали два параллельных ряда костров, на которые набрасывались ветки можжевельника. Пахучий можжевеловый дым традиционно считался у к.-з. и к.-п. лучшим очищающим и предохранительным средством от всевозможной скверны и порчи. После того, как священник отслуживал молебен, весь скот прогоняли по коридору между кострами. Оставшиеся ветки можжевельника разносились по домам, где их втыкали под дверями хлева. В с.Ижма хозяйки утром сгоняли своих лошадей и коров в заранее сделанные загоны и приглашали священника. После молебна он окроплял святой водой скот, проходящий мимо него через узкие ворота. Остатки святой воды хозяйки уносили с собой и кропили ею мелкий скот.

Если весна была ранняя и тёплая, то в Ё.л. происходил и первый выгон скота. При поздней весне его могли приурочить к Николину дню (9 мая ст. ст.). Первый выгон у к.-з. и к.-п. также происходил торжественно и оформлялся специальными обрядами. Выпуская скотину из хлева, хозяйки хлопали её вербной веточкой, сохранённой с Вербного воскресенья (шестого воскресенья Великого поста, последнего перед Пасхой), окуривали можжевельником, давали ломоть хлеба с четверговой солью (пережжённой в Четверг Страстной недели, последней недели Великого поста), рисовали на правом боку смоляные кресты-обереги от нечистой силы и т.д. В удорском с. Чупрово выгоняющий коров пастух, собрав их в одном месте, брал из под копыт последней пас "знак", горсточку песка и со словами "Христос воскрес" бросал этот песок на спины всех коров. Считалось, что после этого коровы при пастьбе не будут разбегаться. После выхода из села пастух обходил стадо с иконой св. Георгия и читал молитву. На Вычегде в с. Гам хозяйки перед первым выгоном скота остригали со лба коров по клочку шерсти, закатывали шерсть в хлебные шарики и менялись ими между собой. Затем шарики скармливали коровам. Считалось, что после этого они будут пастись мирно. Овцам перед выгоном было принято сыпать на лоб четверговую соль. У к.-п. при первом выгоне скота его провожали до околицы селения с зажжёнными свечами и, остановившись там, кланялись ему вслед, чтобы коровы приносили побольше молока, а овцы за лето нагуляли много шерсти.

Молодёжь в Ё.л. собиралась на берегах рек и озёр и разводила костры, на которых было принято сжигать ненужную деревянную и берестяную посуду. Перед этим её специально собирали, нанизывали на длинные шесты, которые и ставили вертикально в огонь. У русского населения соседней с Коми краем р. Пинеги (когда-то там жило и к.-з. население) подобные костры молодёжь зажигала на возвышенностях 1 мая. На этих кострах также жгли старые деревянные бочки, другие древесные отходы, накопившиеся за год в хозяйстве.

Больные чесоткой и другими кожными заболеваниями в Ё.л. мылись в небольших лужах, считалось, что как только эта лужа высохнет, болезнь сразу же исчезнет. По погоде в Ё.л. определяли прогнозы на урожай. Если в ночь, предшествующую этому празднику, лужи покрывались льдом, то ожидался неурожай на хлеб. Для этой же цели вывешивали на ночь во дворе мокрую холстину и, если она замерзала, делали аналогичный вывод. Существовала народная примета, что если в Ё.л. холодно и дует северный ветер, то он будет дуть ещё 40 дней. По Ё.л. же определяли время появления травяного покрова: "Егорий с водой (или с дождём), а Никола с травой".

Лит.: Дмитриева 1988, Добротворский 1883, Дукарт 1975, Конаков 1993, Кудряшова 1993, Сахарова, Сельков 1976, Сидоров 1928.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.